Классификация Дедов Морозов
Вперед
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник




  • Дополнительные статьи
  • Магия, астрология, мистика

  • Родственники Деда Мороза в разных странах мира 



    Дед Мороз
  • Австралия
  • Санта Клаус
  • Австрия 
  •  Сильвестр
  • Алтайский край
  • Соок-Таадак
  • Англия (Объединенное Королевство)
  • Батюшка Рождество
  • Бельгия
  • Пер Ноэль (?Святой Николай)
  • Бразилия
  • Папай Ноэль
  • Венгрия
  • Микулаш
  • Гавайи
  • Канакалока
  • Германия
  • Вейхнахтсманн
  • Голландия (Нидерланды)
  • Сандеркласс (Сайте-Каас , Синтер Клаас)
  • Греция
  • Святой Василий
  • Дания, Гренландия
  • Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас
  • Западные славяне
  • Святы Микалаус
  • Испания
  • Папа Ноэль
  • Италия
  • Баббо Натале 
  • Казахстан
  • Аяз-ата (Колотун Ага)
  • Калмыкия
  • Зул
  • Камбоджа
  • Дед Жар
  • Карелия
  • Паккайнен (Морозец)
  • Кипр
  • Святой Василий
  • Китай
  • Дун Че Лао Рен (Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь)
  • Колумбия
  • Папа Паскуаль
  • Монголия
  • Увлин Увгун 
  • Норвегия
  • Юлениссен (Ниссе, Юлебукк)
  • Польша
  • Святой Николай
  • Россия (+Белоруссия)
  • Дед Мороз (Дед Трескун, Морозко и Карачун
  • Румыния
  • Мош Джерилэ
  • Савойя
  • Святой Шаланд
  • США
  • Санта Клаус
  • Турция
  • Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба")
  • Таджикистан
  • Оджуз
  • Узбекистан
  • Корбобо 
  • Финляндия
  • Йоллупукки 
  • Франция
  • Пер Ноэль (Дед Январь)
  • Чехия , Словакия
  • Дед Микулаш (Ёжишек)
  • Чили
  • Вьеджо Паскуэро
  • Швеция
  • Джултомтен
  • Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен)
  • Якутия
  • Дед Дьыл
  • Япония
  • Хотейошо (Одзи-сан, Сегацу – сан)

  • Информация предоставлена БорисКА.

    автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

    Кто такой Дед Мороз

     

    Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках. Юные скептики-подростки пытаются испортить им радость коварными разоблачениями, что это-де не Дед Мороз, а переодетый дядька, но сами с удовольствием принимают подарки. А для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о беззаботном детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла. Именно таким добрым чудотворцем и гонителем зла был прообраз современного Деда Мороза - Святой Николай, который родился в III в. в городе Патара (Малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Позднее он переселяется в город Мира (ныне Демре - небольшой городок неподалеку от Финикии). Потому и получил имя Мирликийского. Там и сейчас стоит церковь VIII в., в которой специалисты обнаружили элементы архитектуры III-IV веков. А это значит, что она вполне могла быть современницей святого Николая, ставшего в молодые годы епископом города Миры. Турки назвали этот древний памятник "Баба Ноэль Килизе", что означает - церковь Деда Мороза. (Кстати, в Турции вполне официально претендуют на то, что истинная родина Деда Мороза находится в Малой Азии, и очень гордятся тем, что эта земля - его родина).

    В Мире утверждают, что испарения, которые источает гробница святого Николая, могут вернуть зрение слепым, исцелить безнадежно больных, срастить самые немыслимые переломы. Предание гласит, что в 1087 г. итальянские купцы пытались завладеть гробницей, но неудачно. При вскрытии саркофага из него потянулись такие сильные испарения мирры, что разум грабителей помутился.

    Епископ Николай, по одной версии, подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - три набитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмаки, оставленные сушиться у очага.

    Знаменитым стал святой Николай еще потому, что он оказывал покровительство похищенным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак, епископ из Миры становится покровителем детей, но, тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали доброго святого с нетерпением, т. к. тот исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, - одаривал послушных и наказывал шалунов. Первым свидетельством такого рода, известным историкам, является рассказ жителя Меца, который излагает воспоминания детства своего дедушки. Он говорит о празднике святого Николая, во время которого раздавались подарки. Рассказ относится к 1589 г.

    Особенным почетом пользовался святой Николай в Голландии. Вот как описывается праздник святого Николая в популярной книге М.- М. Додж "Серебряные коньки": "В день Рождества голландцы только посещают церковные службы и ходят в гости к родственникам. Зато в канун праздника святого Николаса голландская детвора просто с ума сходит от радости и ожидания. Для некоторых это - неприятное время, т. к. святой отличается большой прямотой, и если кто-нибудь из ребят в этом году вел себя плохо, он обязательно скажет им об этом. Иногда он приносит под мышкой березовую розгу и советует родителям задать детям головомойку вместо сладостей и трепку вместо игрушек <...> Не прошло и часу, как святой появился чуть ли не во всех домах Голландии <...> Дух веселья безраздельно царил в доме. Самое пламя - и то плясало и подпрыгивало в начищенном до блеска камине <...> Дети взяли в руки по хорошенькой ивовой корзиночке, стали в круг и завели медленный хоровод вокруг малыша, не переставая смотреть вверх, ибо святой, к которому им сейчас предстояло обратиться, пока еще пребывал в каких-то таинственных областях. Хозяйка негромко заиграла на рояле; вскоре зазвучали голоса <...>

    "Друг святой, приди к нам в гости!

    Только с розгой не ходи!

    Все приветствуем мы гостя,

    И восторг у всех в груди!

    А за то, в чем виноваты,

    Побрани своих ребяток;

    Мы поем, мы поем,

    Наставлений скромно ждем!

    О святой, приди к нам в гости,

    В наш веселый дружный круг!

    Все приветствуем мы гостя,

    Всех ты радуешь, наш друг!

    А подарки, просят дети,

    Положи в корзины эти,

    Мы поем, мы поем,

    Принеси нам радость в дом!".

    Во время этого хора все взгляды, исполненные страха и нетерпеливого ожидания, были устремлены на полированную двустворчатую дверь. Но вот послышался громкий стук.

    Круг разомкнулся в одно мгновение. Младшие дети со смешанным чувством ужаса и восторга прижались к коленям матери... Стук послышался снова.

    - Войдите, - негромко сказала хозяйка.

    Дверь медленно открылась, и святой Николас в полном парадном облачении предстал перед своими почитателями".

    Здесь святой впервые появляется в роли Деда Мороза.

    Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в XVII и XVIII веках, привезли с собой предания о святом Николае. И когда появился новый Амстердам, одной из первых церквей, построенных переселенцами из Голландии, была церковь Синтер Клаас или, как ее тогда называли, Синт Николас.

    Когда в Новом Свете усилилось влияние англичан, и Новый Амстердам стал Нью-Йорком, церковь получила новое название - "Санта Клаус" - одно из англосаксонских имен святого Николая.

    Современный Дед Мороз, или Санта Клаус, появился сравнительно недавно в США, дата его рождения известна с точностью до дней. Произошло это великое событие незадолго до Рождества 1822 г., как раз тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая". Ее появление и считается днем рождения милого добряка Санта Клауса. Более чем в двадцати четверостишиях рассказывается о встрече одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества. Почтенный святой принес мальчику подарки. В этой поэме святой Николай начисто лишен ореола серьезности и строгости, необходимого для епископа. У Мура это жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде и трубке, которую он курил не переставая. В результате метаморфозы святой Николай слез с ослика и обзавелся восемью оленями. Теперь у него - мешок с подарками, он никого не наказывает, и его с одинаковым нетерпением ждут взрослые и дети.

    Клемент Мур не упустил ни одной существенной детали, относящейся к сказочным персонажам, которые радуют детей подарками, - тут и волшебная рождественская ночь, и печная труба на крыше, и башмаки или чулки у очага, и громадный мешок с игрушками.

    У разных народов существовали свои предшественники Санта Клауса. Во Франции, в департаменте Сона и Луара, существовал Дед Январь, и современный Дед Мороз сменил его только в 1915 г., а в Верхней Савойе был святой Шаланд, который "сдался" только в 1925 г.

    В немецких сказках встречается очень характерный господин Ниманд - Никто. Немецкие и голландские дети сваливали на него вину, когда что-нибудь ломали. Почему-то все эти обломки было принято складывать в камин. Отсюда, вероятно, и берет начало представление о таинственном посетителе, находящемся в сговоре с детьми и имеющем некоторое отношение к дымоходу.

    Русский сказочный Дед Мороз (Дед Трескун) - личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полновластным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Впрочем, известен еще и одинокий, довольно взбалмошный Морозко. Чего стоил один его вопрос к замерзающей девушке: "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, милая?". И честный ответ - "Нет!" - почему-то его раздражает. Был ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, неизвестно, так же, как нет и никаких сведений о его детях. А вот современному Деду Морозу, в отличие от разъезжающего в гордом одиночестве на своих оленях Санта Клауса, дали в компанию внучку Снегурочку (видимо, в силу национальной русской традиции все делать вместе).

    Снегурочка - милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она предстает красивой и немного печальной. Ее радует снег и холод, и пугает Солнце, от горячих лучей которого она тает. В отличие от других зимних сказочных персонажей - злюки Зимы, недоброго Деда Мороза и странноватого Морозко, - Снегурочка вызывает жалость и симпатию. В ее образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть и сурова, но несет в себе много радости и веселья. Поэтичный образ Снегурочки вдохновлял поэтов, писателей и композиторов. В 1873 г. А. Н. Островский написал драму "Снегурочка. Весенняя сказка". В ней Снегурочка - холодное дитя Мороза и Весны - всей душой тянется к людям и любви, от которой она должна неизбежно погибнуть. А композитор Н. А. Римский-Корсаков пишет по этой драме в 1881 г. оперу "Снегурочка", с неизменным успехом идущую до настоящего времени на оперных сценах. Впрочем, современная Снегурочка весела и резва, и вполне соответствует своему жизнерадостному Деду.

    Любовь моя, Снегурочка,

    Не стоит горевать!

    Ну, что ты плачешь, дурочка,

    Что надо умирать?

    Умри, умри, не жалуясь...

    Играя и шутя,

    Тебя лепило, балуясь,

    Такое же дитя.

    Лепило и не думало,

    Что не веселый смех, -

    Живую душу вдунуло

    Оно в холодный снег!

    И что, когда откружится

    Безумный этот вихрь,

    Останется лишь лужица

    От радостей твоих...

    И. Уткин. "Снегурочка".

    Сейчас святой Николай - Санта Клаус - разъезжает на оленях по всем континентам. Теперь он живет не в Малой Азии, а на северном полюсе. Впрочем, это - тоже предмет дискуссий. Однажды даже разгорелся спор между двумя скандинавскими странами о родине Деда Мороза. Туристы ведь тоже хотят побывать на подлинной дедморозовской земле.

    Весьма своеобразны представления о Деде Морозе в Финляндии. Считается, что он живет на севере страны, в Рованиеми, и к нему принято под Новый год обращаться с письмами, содержащими различные просьбы. В современной Финляндии существует специальная служба для ответов от лица Деда Мороза, и это понятно, т. к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем. Впрочем, активно пишут Деду Морозу (или Санта Клаусу) не только в Финляндии. Среди часто встречающихся вопросов - каким транспортом пользуется он, навещая землю? Задают и совсем житейские вопросы: женат ли Дед Мороз? Получает ли деньги за работу и сколько? Письма, как правило, направляются в саарское местечко Санта Николаус.

    В России святителя Николая Чудотворца называли великим угодником Божьим.

    Святой Николай всегда был одним из самых популярных и любимых святых, к чьей помощи и заступничеству прибегали во всякой беде, но особенно просили защиты его при путешествиях по водам. Николу называли "морским" и "мокрым". Рыбаки и моряки считают св. Николая своим покровителем. Он - покровитель всех "сирых и убогих". В его честь воздвигнуты монастыри и храмы. Всем известен, например, великолепный петербургский Никольский собор. В православных церквях чтут память Николая Чудотворца: 22/9 мая -

    Никола "вешний" - день перенесения мощей Николая в г. Бари (Италия) и 19/6 декабря - Никола "зимний", (см. далее - Когда наступит Новый год. История календаря.)

    А вот на Кипре Деда Мороза зовут Василием. К нему обращаются песни-просьбы детей: "Святой Василий, где ты - приходи, Святой Василий, счастье подари, исполни все мои желанья. Да будет славно Рождество. Я жду тебя, святой Василий из Каппадокии далекой. (Опять же, Малая Азия. - Прим. сост.). С Христом и с верой, с букварем. А из него узнаю я, где, мой Василий, родина твоя". Примерно так звучит в свободном переводе с греческого одна из колядок. И независимо от места жительства, происхождения и даже имени, у всех Дедов Морозов есть два неоценимых качества - доброта и внимательность к людям. Ведь только доброта и внимание помогают сделать настоящий сказочный подарок к празднику.

     


    К списку





    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию mythology.narod.ru .