Китайский пантеон

Сюань-у
Вперед
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Библиотека
  • Галерея сайта


  • Энциклопедия рекомендует приобрести книги по теме

    Китай и окрестности. Мифология, фольклор

     

    Свадьба Дракона: Китайские сказки

     

    Эдвард Вернер: Мифы Китая

    Волшебные сказки Китая

     

    У Чэн-энь: Сунь Укун - Царь Обезьян

     

    Волшебная флейта: Китайские народные сказки

     

               

              Сюань-у - символ севера черепаха обвитая змеей    . Сюань-у («тёмная воинственность»), Сюань-у чжэнь-ди, Сюань-у шэн-цзюнь, Бэйц-зй юшэнь чжэньцзюнь, в китайской мифологии повелитель севера. В астрологии Сюань-у — созвездие из семи звёзд в северной части неба. Первоначально, видимо, Сюань-у представляли в виде зооморфной эмблемы стороны света — черепаха, обвитая змеей (совокупляющаяся с ней) (ср. Бай-ху). Предположительно, этот образ связан с древними натурфилософскими представлениями о брачном союзе земли и неба. В старинных комментариях поясняется, что понятие «Сюань-у» сложилось в связи с представлением о цвете сюань (цвет неба — чёрный с красным оттенком) и о черепахе как существе с панцирем-бронёй (отсюда «у»,  «воинственность»).Черепаха, перевитая змеей, изображалась на северной стороне погребальных сооружений (эпоха Хань, кон. 3 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э.), а в более ранние времена — на чёрном флаге, который во время походов несли позади войска. По-видимому, постепенно произошла контаминация образа повелителя севера Хэй-ди  («чёрный государь») древнекитайской мифологии с Сюань-у (в средние века Сюань-у именовался Сюань-тянь шан-ди, «верховный государь тёмного неба»). С кон. 10 в. Сюань-у стал именоваться также Чжэнь-у («истинная воинственность»), -поскольку знак «сюань» был табуирован, так как входил в личное имя государя. Поскольку север в соответствии с учением о пяти стихиях связан с водой, то Сюань-у стал считаться одновременно божеством воды. По некоторым источникам, Сюань-у — это воплощение духа Хэй-ди. Владыку севера обычно считали также правителем воды. В средние века Сюань-у представляли таким, каким он будто бы явился сунскому императору Хуэй-цзуну: с важным прекрасным лицом, с распущенными волосами, ниспадающими на плечи, в чёрном халате, с золотой кольчугой и поясом, украшенным нефритом, с мечом в руке, но босым. Над головой — нимб. Обычно позади него рисовали оруженосца, держащего чёрный стяг, сам он стоит на черепахе, обвитой змеей, которая плывет по воде. В некоторых местностях Сюань-у почтительно называли Бэй-е («дедушка Севера», «господин Севера»), а змею и черепаху — гэ —  «братишки». Грозный обликом Сюань-у считался в народной традиции также изгонителем злых духов. Сюань-у был включён в даосский пантеон. Согласно одному из даосских преданий, Сюань-у родился у жены князя страны Цзинлэго («страна чистой радости», цзинлэ — буддийское понятие «рай», перенесённое здесь на землю) после того, как она во сне проглотила солнечный луч. Через 14 месяцев она родила мальчика, который не пожелал наследовать престол отца, а решил посвятить себя самосовершенствованию и служению Юй-ди, поклявшись искоренить на земле всю нечисть. После 42 лет отшельнической жизни на горе Уданшань (провинция Хубэй) он средь бела дня поднялся в небо. Юй-ди, прослышав о его воинственности и мужестве, поручил ему ведать севером и искоренять всю нечисть в Поднебесной. Сюань-у спустился в мир людей и за семь дней уничтожил на земле всех оборотней и бесов. Культ Сюань-у был весьма популярен у даосов, храмы, посвящённые ему, существовали в Китае, Корее, Вьетнаме. Во многих храмах Сюань-у по обе стороны от его трона изображались восемь разбойников, бросивших своё ремесло и ставших учениками Сюань-у и шесть царей-демонов, побеждённых в битве с Сюань-у (по другой версии, четыре военных и два гражданских чиновника из свиты Сюань-у).В  китайской  средневековой  литературе образ Сюань-у нашёл отражение в фантастической эпопее «Фэн шэнь яньи» («Возвышение в ранг духов»,16 в.) Сюй Чжун-линя, романе «Бэй ю цзи» («Путешествие на север», 16—17 вв.) и некоторых даосских сочинениях («Саньцзяо Coy шэнь цзи» — «Записки о поисках духов трёх религий», 16 в., и других произведениях).

     

    Собрание богов. Кит. народная картина типа байфэнь (сто божеств) Верхн ряд: Юй-ди -центр, Чжан Тянь-ши слева край, Чжэн-у-ди, Сюань-у крайний справа. Средн ряд (слева направо):Цзао-ван, Чжоу Цан, Гуань-ди, Гуань Пин Юань-ши тяньцзунь. Нижн ряд слева направо:Эр-лан, Жулай, Тайшань, Гуаньинь. 19-20 в.
     

    К списку




    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info