Славянский пантеон

Стрибог

Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о ...
  • Лавка волшебных артефактов
  • Галерея сайта
  • Библиография энциклопедии



  • Энциклопедия рекомендует приобрести книги:

    Дмитрий Шеппинг: Мифы славянского язычества

    Славянская мифология. Энциклопедический словарь

    Светлана Лаврова: 
    Славянская мифология

    Владимир Бутромеев: Мифы и легенды древних славян

     

    Александр Иликаев: Мифы древних славян

     

    Русь богатырская. Былины в пересказе Ирины Карнауховой

     

    Афанасьев, Глинка: Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян
     
     
    Борис Рыбаков: Язычество древней Руси
     
     
    Борис Рыбаков: Язычество древних славян
     
     
    Евгений Аничков: Язычество и Древняя Русь
     
     

    Шедевры русского фольклора (подарочн,)

     

    Сказки и былины с иллюстрациями (в коробке)

     

    .

    Вернуться к Славянскому пантеону богов >>>

    .

          Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров. Имя Стрибога восходит к древнему корню "стрег"  что означает "старший", "дядя по отцу". Подобное значение встречается в "Слове о полгу Игореве", где ветры названы "стрибожьими внуками" 
        Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно предстваляли в обраце седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря -океяна. 

    Стрибог - худ.Виктор Корольков
        Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. 
       Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь и солнце считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили так же мореплаватели, чтобы он дал "ветра в парус" 

    У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков: 
    Посвист - старший ветер, считается богом бори 
    Подага - жаркий, иссушающий ветер. Живет в пустыне на Юге. 
    Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды. 
    Южный ветер - имеет горячию, южный нрав. Несет с собой тепло и запах Юга. 
    Северный ветер - несет холод от Ледовитого океана. Он очень суров и только к лету немного добреет. 
    Западный ветер - настоящий европеец. Немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый. 
    Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный,  таинственный и коварный. 
    Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

               Стрибог  упомянут в "Слове о Полку Игореве" ("Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы"), в русских летописях, в пересказах Стрыковского "Слово Иоанна Злотоуста "... како первое погани веровали в идолы и требы им клали..." говорит о нем, как о божестве неба, воздуха и ветра. Вероятно, одно из имен Родаили сторона Рода, как отца богов. Вдувает посредством ветра жизнь (дух) в тела людские. Его день - суббота. Не случайно, суббота -родительский день, день Сатроса — Сатурна, родителя богов.
              В поздних источниках изображался в виде одной головы , приобретая хтонические черты типа Вия-Вея. Известно описание языческого храма на киевской земле 16 века эпохи двоеверия.
    Связан с лунным культом, постоянное поминание Стрибога рядом с Даждьбогом - солярным богом, наводит как раз на эту мысль, что старый бог уступает дорогу молодому, а Месяц — Солнцу красному:
    "кумиръскую жертву ядятъ... веруютъ Стрибога, Даждъбога и Переплута, иже вертячеся ему пгютъ врозех"

    Стрибог - худ. Надежда Антипова
             Может быть, один из вестников Стрибога - стриж. Языческое празднование непосредственно Стрибога приходилось, вероятно, на первый день последнего летнего месяца. По новому стилю - это 21 августа. Народный календарь в эти дни изобилует пословицами в части ветров - внуков Стрибога: "ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут".
             Из древних письменных источников о Стрибоге известно очень мало. В «Повести временных лет» и в проложном житии Владимира Стрибог упоминается в числе богов, изображения которых были установлены в Киеве в 980 году. В «Слове о полку Игореве» Стрибожьими внуками названы ветры: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы».
               Имя этого божества легло в основу довольно большого ряда географических названий: Стрибожь в Новгородской губернии, Стрибоже озеро, река Стрибожская — в Киевской губернии, село Стрибож — на Житомирщине. Известно также польское местечко Stryboga, что позволяет предположить, что Стрибог являлся общеславянским богом.
                  Вместе с тем роль Стрибога в славянском языческом пантеоне достоверно не установлена. На основании текста «Слова о полку Игореве» можно полагать, что Стрибог был связан с атмосферными функциями. Так, первые издатели этого памятника приписывали Стрибогу власть над ветрами.
    В списке «Владимировых» богов в «Повести временных лет» Стрибог следует за Дажьбогом.  Исследователи давно заметили, что структура имен этих двух богов одинакова. Оба имени включают слово «бог», а первая их часть представляет собой глагол в повелительном наклонении: «даж(д)ь» от глагола «дать» и «стри» («простри») от глагола («простереть»). Однако ученые расходятся во мнении о характере Стрибога. Одни видят в нем благое божество, возводя его имя к понятию «возвышенный бог» (от древнеиранского Stribaya, «сеющий бог» (от праславянского *ster), «устроитель добра» (сближая со *strojiti). Другие исследователи, напротив, усматривают в Стрибоге «злую» сущность: не просто бога ветра, а сурового бога стихии, бури, вихря, противостоящего светлому началу, а также бога истребляющего, бога войны. Эти предположения основываются на материале «Слова о полку Игореве», где ветры — внуки Стрибога — губят полки князя, а также на возведении имени бога к праславянскому глаголу «стрити» (*sbtbri) — «уничтожать».
    Соотношение Дажьбога и Стрибога — одинаковая структура имен и упоминание их в древнерусских текстах рядом друг с другом — дает основание противопоставлять или сближать их функции и значение в восточнославянской мифологии.
     
     


    Вернуться к Славянскому пантеону богов >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info