Герои мифов и легенд

Авдотья Рязаночка
Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту||Новости
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о...
  • Библиотека
  • Галерея сайта
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести



    Вернуться к списку Героев >>>
    .
    .
                   Авдотья Рязаночка - в русском фольклоре образ Авдотьи Рязаночки — несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается он в исторической песне, сложенной, по-видимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной северорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Песня начинается картиной татарского нашествия.

    Авдотья Рязяночка - худ.В.Назарук

    Славные старые король Бахмет турецкие
    Воевал он на землю Российскую,
    Добывал он старые Казаньгород подлесные.
     Он-де стоял под городом 
    Со своей силой-армией 
    Много поры этой было, времени, 
    Да и разорил Казань "город подлесные, 
    Разорил Казань-де-город на пусто. 
    Он в Казани князей-бояр всех вырубил, 
    Да и княгинь-боярыней 
    Тех в живых побрал.
     Полонил он народу многи тысячи,
     Он повел-де в свою землю турейкую.

             Здесь по крайней мере два анахронизма. Первый — «король турецкий» и «земля турецкая», второй — «Казань подлесная». Это поздние замены царя татарского и земли татарской и Рязани. Древняя песня была откликом на нашествие полчищ Батыя и на разорение Рязани в 1237 году. Рязань первой приняла на себя удары нашествия, подверглась страшному разгрому — это событие было описано в книжной «Повести о разорении Рязани Батыем», где наряду с точными летописными подробностями нашли место и народные песни. Повесть завершалась рассказом о возрождении Рязани: князь Ингварь Ингоревич «обнови землю Рязанскую, и церкви постави, и монастыри согради, и пришельцы утеши, и люди собра». В народной песне тот же подвиг совершает простая «молодая женка» Авдотья Рязаночка (кстати, имя «Рязаночка» говорит о местах, где происходили события). Но делает она это совсем по-другому. В песне немало сказочно-фантастического, необычайного. Вражеский царь на обратном пути ставит «заставы великие»: реки и озера глубокие, «чистые поля широкие, воров-разбойников» и «темны леса», наполненные «зверями лютыми». Авдотья Рязаночка одна осталась в городе. Она и отправляется в «землю турецкую» — «полону просить». Ей удается почти чудесным образом преодолеть препятствия. Она обращается к Бахмету:

    Я осталася в Казани единешенька, 
    Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила,
    Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного,
    Хошь бы своего-то роду-племени?

         Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон.

    Да умей попросить у короля
    полону-де головушки,
    Да которой головушки боле век не нажить буде.

     «Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы».

    Я замуж выйду — да мужа наживу,
    Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой,
    Да ли буде свекровка — стану звать матушкой,
    А ведь буду у них снохою слыть;
    Да поживу с мужем — да я сынка рожу,
    Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде,
    Да стане меня звати матушкой;
    Да я сынка женю да и сноху возьму —
    Да буду ли я и свекровой слыть;
    Да еще же я поживу с мужем —
    Да и себе дочь рожу,
    Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде,
    Да стане меня звати матушкой.
    Да дочку я замуж отдам —
    Да и у меня и зять буде,
    И буду я тещей слыть...

         Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе.

    А не нажить-то мне той буде головушки — 
    Да милого-то братиа любимого, 
    И не видать-то мне братиа будет век и по веку.

           Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно  «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат. 

    Ты умела просить у короля полону ли головушки,
     Да которой-то не нажить и век буде... 
    Ты бери-тко народ своей полоненые
     Да уведи их в Казань до единого.
     Да за твои-ты слова за учливые 
    Да ты бери себе золотой казны 
    Да в моей-то земли во турецкие,
     Да ли только бери тебе сколько надобно.

          Так, благодаря мудрому ответу Авдотья получает право увести на Русь «народ полоненые» в «Казань опустелую». Да она построила Казань-город наново, Да с той поры стала Казань-де славная, Да с той поры стала Казанъ-де богатая, Да и тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.,. Такова легенда о «молодой женке», совершившей чудо. В истинность происшедшего и в подлинность героини Древняя Русь верила твердо.           


    Вернуться к списку Героев >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info