Герои мифов и легенд

Авраам
Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту||Новости
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о...
  • Библиотека
  • Галерея сайта
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести



    Вернуться к списку Героев >>>
    .
    .
                  Авраам (евр. ср. имя, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины 3-го тыс. до н. э., а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от 3-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Яхве, заключивший с ним «завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Ав-рам (в два слога), но в виде особой милости получил от бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17,5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11, 28). Таким образом, предки Араама жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24, 2—3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе» (Быт. 12, 1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности   божеству. 

    Жертвоприношение Авраама. худ.Рембрант

     Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел.   Послебиблейские   легенды изображают, например, как Авраам проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны — временем ночи, что огонь гасится водой, вода — дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространённый фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) — всё имеет свой предел, кроме бога-творца   (талмудический   комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 38, 13 и др.), и Авраам в акте сознательного выбора предпочитает этого бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит Араама в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, Авраам оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашённого астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от Авраама поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскалённую печь, из которой Авраам  вызволен  богом  (Пс.-Ионафан на Быт. 14, 1, и др.) (мотив печи, параллельный преданию о трёх отроках, в применении к Аврааму основан на игре слов или лексическом недоразумении, так как «Ур Халдейский»  читается  по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах Авраам — прототип мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом сожжён огнём с небес, — рассказывает памятник позднеиудаистической апокалиптики  «Откровение Авраама». В других текстах рисуется, как Авраам учил познанию бога мужчин, а жена его Сарра — женщин. Взгляд на Авраама, как на первого совершителя акта веры и постольку «отца верующих», воспринят христианством (Быт. 12, 3; Гал. 3, б—9). Как утверждает легенда, по велению Яхве Авраам на 75-м году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Быт. 12, 5), где ведёт жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Яхве, неоднократно подтверждающего свою милость к нему. В голодное время Авраам переходит в Египет, где с наивной хитростью выдаёт Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует её в свой гарем. Сарра   действительно   оказывается у фараона, но её целомудрие чудесно защищено богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (12, 11—20). Раздел ареалов кочевий между Авраамом и Лотом закрепляет за Авраамом Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Яхве (13, 7—18). Затем Авраам выступает как герой-воитель: во главе своих вооружённых слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить пленённого Лота (14, 14—16). По возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба и вина (для  христианской  традиции   — прообраз причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства   десятую   часть   добычи (14, 18—20). Между тем Авраама тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Яхве обещает ему потомство.  Сарра предлагает Аврааму «войти» к её рабыне Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребёнком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Яхве, по своей значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием ко всей жизни Авраам: «ходи предо мною и будь непорочен» (17,1); 
           Яхве заключает с Авраамом «завет вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки Авраама не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком «завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17, 10— 14). Бог ещё раз приходит к Аврааму в виде трёх странников (ангелов), встречаемых Авраамом и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности божества); он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18, 9—15). От Авраама трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городами Содомом и Гоморрой; Авраам заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу, в котором найдётся 50, 45, 40, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (18, 16—32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Яхве случается невозможное: у столетнего Авраама и девяностолетней    Сарры    рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства (Измаил — старший, но Исаак — вполне законный и притом получивший особое благословение   от   бога)   приводит   к изгнанию Агари и Измаила (21,9— 21). Трагическая кульминация пути Авраама как «друга божьего» — испытание его веры: теперь, когда у Авраама есть, наконец, Исаак — единственная надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), Авраам должен отказаться от этой надежды.  Бог требует: 
    «возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22,2). Авраам повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. «И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: „Отец мой!" И сказал тот: „Вот я, сын мой!" И сказал он: „Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" И сказал Авраам: „Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой"» (22, 7—8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и Авраам поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, ангел останавливает жертвоприношение;  вместо Исаака в жертву идёт запутавшийся рогами в зарослях баран (22, 9—13). Авраам вознаграждён за верность новым благословением себе и своему потомству от Яхве (22, 15—18). После смерти Сарры Авраам женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается ещё 6 сыновей. Авраам умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» (25, 8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела. 
        Библейский образ Авраама совмещает ряд граней. Это герой — родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры — различных арабских племён; через своего внука Исава (сына Исаака) — прародитель эдомитов; с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммонитян. В рассказах о заключении завета с Яхве, об установлении обрезания и т. п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своём гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа Авраама в позднеиудаистической литературе усиливает черты культурного героя (Авраам оказывается первоучителем астрономии и математики,   изобретателем   алфавита и т. п.). 

           Сцена принесения Авраамом в жертву Исаака запечатлена в росписи синагог в Дура-Европосе (сер. 3 в.) и Бет-Альфе (1-я пол. 6 в.), катакомбы Присциллы в Риме (кон. 3 — нач. 4 вв.) в средневековой миниатюре (Эчмиадзинское евангелие 10 в. и др.) в пластическом декоре средневековых соборов (скульптурная группа собора в Шартре и др.) рельефах (рельефы для дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти), в картинах А. дель Сарто, П. Рубенса, Рембрандта, А. П. Лосенко. Сцена бла-гословения Авраама. Мельхиседеком нашла воплощение  в  мозаиках  церквей Санта-Мария Маджоре в Риме и Сан-Витале в Равенне; фреске Рафаэля, картинах Д. Баутса, Л. Лотто, Тинторетто,   Рубенса,   П.   Ластмана, Дж. Б. Тьеполо. В византийском и древнерусском искусстве наиболее популярна была сцена прихода к Аврааму трёх  странников,  изображавшихся в виде ангелов (фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде, московские, новгородские и псковские иконы.. Среди произведений западноевропейского искусства на этот сюжет — рельеф Гиберти, фреска Рафаэля, гравюры Луки Лейденского и X. Хольбейна Старшего, картины Л. Карраччи, П. Ластмана, Рембрандта, Б. Э. Мурильо, А. де Геллера и др. В средневековом искусстве нашёл также воплощение сюжет;— праотец Авраам в раю с душами умерших праведников на коленях или во чреве — «лоно авраамово» («Золотые ворота» Фрейбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире). В искусстве 16—18 вв. разрабатывались некоторые другие сюжеты: круг сцен, связанный с Авраамом, Саррой и Агарью «Авраам наставляет египтян астрономии» (Джорджоне) и др. Авраам (начиная с позднего средневековья) чаще всего предстаёт в облике величавого бородатого старца.

     


    Вернуться к списку Героев >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info