Герои мифов и легенд

Хуан-ди
Вперед
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Библиотека
  • Галерея сайта




  • Дополнительные статьи

      см. астероид Хирон



  •  
    Хуан-ди       Хуан-ди («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император»), в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего «блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Хуан-ди связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чжень-юй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь, где Хуан-ди почитался в качестве драконо-подобного божества грома. В различных описаниях Хуан-ди в сочинениях рубежа н. э. есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.
    Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Зап. Берлин). По преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (более девяти чи - ок. 3 м), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Хуан-ди, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа (связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Хуан-ди- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди. с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.
    Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Хуан-ди о внутреннем»). Согласно мифологическим преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Хуан-ди был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда Хуан-ди. собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Хуан-ди - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения. После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Хуан-ди победил в битве при Чжолу и казнил.
    Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов. В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические записки» Сыма Цянь. По некоторым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Х.-д. в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса. По даосским версиям, Хуан-ди постиг дао, сделался бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»). Считается, что Хуан-ди погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения (наряду с Лао-цзы), в народе Хуан-ди чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
    К списку


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info