Герои мифов и легенд

Идолище
Вперед
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Библиотека
  • Галерея сайта




  • Дополнительные статьи

      см. астероид Хирон



  •  
         Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
    В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем. 

    А приехал поганое Идолище, 
    А сидит за столами за дубовыми,
     А за ествами сидит он за сахарными, 
    А к царице сидит он личинищем, 
    А к царю сидит он хребетинищем... 

    А  вот как изображается внешность его. 

    А голова-то у Идолища как пивной котел.
    А между глаз идет стрела каленая, 
    А в плечах у вора сажень косая та.., 

    Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя. 

    А кто помянет — А да такового у нас
    да нонь судом судить, 
    А судом где судить,
    да живому не быть...

     Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог:

    — А велик ли у вас казак да
    Илья Муромец?..
    — Не огромный наш казак да
    Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть...
    — А помногу ли ваш ест да
    Илья Муромец?..
    — Не помногу ест казак да
    Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых...
    — Он помногу же ли да вина-то пьет?..
    — Он один же пьет да нунь стаканец ли. 

    Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства.

    — Это что же есть да нынче за
    богатырь ли!
     Как нашии татарские богатыри
    По кулю да хлеба к выти* кушают, 
    Не раз же по ведру вина да выпьют ли.

    Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен:

    — А был бы то ведь здесь да
    богатырь тот, 
    Как я бы тут его на долонь ту клал, 
    Другой рукой опять бы сверху прижал, 
    А тут бы еще да ведь блин-то стал, 
    Дунул бы его во чисто поле!

    И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:

    — У нас как у попа было ростовского,
     Как была что корова обжориста, 
    А много она ела, пила, тут и треснула, 
    Тебе-то бы, поганому, да так же быть. 

    Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация:
    определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).

    К списку




    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info