Герои мифов и легенд

Микула Селянинович
Вперед
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Библиотека
  • Галерея сайта




  • Дополнительные статьи
    см. 




          Пахарь Микула Селянинович. худ.И.Билибин. 1940 г.
     Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его. 

    Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
    Сошка у оратая поскрипывает, 
    Омешики** по камешкам почирикивают.

    И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа. 

    Как орет в поле оратай, посвистывает. 
    А бороздочки да он пометывает, 
    А пенье, коренья вывертывает, 
    А большие-то камни в борозду валит.

     В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.
    Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:

    У оратая кобыла соловая,
    Гужики у нее шелковые,
    Сошка у оратая кленовая, 
    Омешики на сошке булатные,
    Присошечек у сошки серебряный, 
    А рогачик-то у сошки красна золота.

    И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:

    А у оратая кудри качаются,
    Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
    У оратая глаза да ясна сокола,
    А брови у него да черна соболя,
    У оратая сапожки зелен сафьян, —
    Вот шилом пяты, носы востры,
    Вот под пяту, пяту воробей пролетит,
    Около носа хоть яйио прокати.
    У оратая шляпа пуховая,
    А кафтанчик у него черна бархата.

    Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображаю-щих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.

    Тут оратай-оратаюшко
    На своей ли кобыле соловенькой
    Приехал ко сошке кленовенъкой,
    Он брал-то ведь сошку одной рукой,
    Сошку из земли оц повыдернул,
    Из омешиков земельку повытряхнул,
    Бросил сошку за ракитов куст.

    И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем. 

    Как хвост-то у ней расстилается, 
    А грива-то у ней завивается, 
    У оратая кобыла ступью пошла. 
    А Вольгин конь да ведь наскакивает,
     У оратая кобыла грудью пошла, 
     А Вольгин конь да оставается.

    Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.

    — Ай же ты оратай-оратаюшко! 
    Как-то тебя да именем зовут,
     Нарекают тебя да по отечеству? 

    С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.

    — Ай же ты Вольга Святославович! 
    Я как ржи-то сложу
    да домой выволочу, 
    Домой выволочу да дома вымолочу, 
    А я пива наварю да мужичков напою, 
    — А тут станут мужички меня похваливати:
    Молодой Никуда Селянович!

    Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

    К списку




    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info