Герои мифов и легенд

Щелкан
Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту||Новости
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о...
  • Библиотека
  • Галерея сайта
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести



    Вернуться к списку Героев >>>

    .
    .
                Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища:
    Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань:

    С князей брал по сту рублев,
    С бояр по пятидесят,
    С крестьян по пяти рублев;
    У которого денег нет,
    У того дитя возьмет;
    У которого дитя нет,
    У того жену возьмет;
    У которого жены-то нет,
    Того самого головой возьмет.

    В другом варианте:

    Черт-от с улицы брал по куриие, 
    Со избы брал он по петуху, 
    Со бела двора он по добру коню, 
    У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
    У кого жены нет,
    самого в полон возьмет. 
    Где ли Щелкан побывал, 
    Как будто Щелкан головней покатил.

    По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие:

    — Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич!
    Заколи-тка ты сына своего, 
    Сына любимого:
    Крови ты чашу нацеди, 
    Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
    И тогда я тебя пожалую Тверью старою,
    Тверью богатою...

    Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра:

    — Да чтобы тебе, брателку,
    Да туда-то уехати,
    Да назад не приехати,
    Да остыть бы те, брателко,
    Да на востром копье,
    На булатном на ножичке.

    Этим грозным пожеланием данная версия завершается.
    Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери.

    А. немного он судьею сидел:
    И вдовы-то бесчестити, 
    Красны девицы позорити, 
    Надо всеми надругатися, 
    Над домами насмехатися.

    В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ».

    — И они с ним раздарили:
    Один ухватил за волосы, 
    А другой за ноги, 
    И тут его разорвали, 
    Тут смерть ему случилася.

    Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося».
    Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может.
      А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе,
    с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность

     


    Вернуться к списку Героев >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info