Герои мифов и легенд

Василий Буслаевич
Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту||Новости
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о...
  • Библиотека
  • Галерея сайта
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести



    Вернуться к списку Героев >>>
    .
    .
                  Василий Буслаевич -- русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет. Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему — совсем не так, как Илья Муромец или Вольга. Василий вырастает в Великом Новгороде.

    Василий Буслаевич худ. А.Рябушкин 1898 г.

    Будет Василий семи годов,
    Стал он по городу похаживать,
    На княженеу,кий двор он загуливать,
    Стал шутить-от, пошучивать,
    Шутить-от шуточки недобрые
    Со боярскими детьми, со княженецкими:
    Которого дернет за руку — рука прочь, 
    Которого за ногу — нога прочь, 
    Двух-трех вместе столкнет —
    без души лежат.

    В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки и рыцарские». Ощутив «в себе силушку великую», он изготовляет специальные палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить «единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному — бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто выдерживает его удары.

    Как ударит Потанюшку черняным вязом, 
    Черняным вязом да в буйну голову:
    Идет-то Потанюшка — не трёхнется, 
    Не трёхнется, да и не ворохнется, 
    Со буйной головы колпак не воротится... 
    Как ударит в камешек черняным
    вязом — Камень тот рассыпался.

    Так набирается у Василия Буслаева «тридцать удалых добрых молодцев». И сам Василий, и его дружина описываются с некоторой иронией: вряд ли они способны на подвиги, подобные тем, что совершают киевские богатыри. Зато они азартно дерутся на Волховом мосту с «мужиками новгородскими», бражничают, заводят драки на пирах. Буслаев — новгородский бунтарь, ему не по нраву городские порядки. Явившись на Никольщину-братчину со своей дружиной, он устраивает здесь ссору, она выливается в побоище на улицах. Матери удается ненадолго запереть его в погребе, но он освобождается, хватает валявшуюся ось тележную, спешит к Волхову мосту.

    И видит дружину хоробрую попячену, 
    Стоит дружина до колен в крови, 
    Головки шалыгами прощелканы, 
    Платками руки перевязаны 
    И ноги кушаками переверчены. 
    Говорит Васильюшка Буславьевич:
    — Ай моя дружина хоробрая! 
    Вы теперь позавтракали, 
    Мне-ка дайте пообедати...
    И начал мужиков пощелкивать,
    Осью железною помахивать:
    Махнет Васильюшка — улица, 
    Отмахнет назад — промежуточен 
    И вперед просунет — переулочек. 

    Там, где Василий Буслаев, шутка и кровь, потеха и трагедия всегда рядом:

    Во той ли во реченьке Волхове 
    На иелую на версту на мерную 
    Вода с кровью смесилася. 

    Теперь Василий переносит свои подвиги за пределы Новгорода. Он снаряжает корабль и обращается к матери:

    Дай мне благословение великое
    — Идти мне, Василью, в Ерусалим-град, 
    — Со всею дружиною хороброю, 
    — Мне-ка Господу помолитися,
    Святой святыне приложитися, 
    Во Ердане-реке искупатися. 

    Мать готова дать ему благословение — но только на добрые дела. 

    То коли ты, дитя, на разбой пойдешь, 
    А и не носи Василья сырая земля.

     Смысл поездки — самый благочестивый. К уже сказанному Василий добавляет:

    У меня смолоду было бито-граблено,
     Под старость надобно душа спасать.

     Итак, Василий с дружиной становятся паломниками к святым местам. Однако поездка их туда и обратно — это цепь различных нарушений, греховных поступков, это вызов таинственным силам.
    По дороге в Иерусалим Василий попадает на какую-то гору и видит человеческий череп Он пинает его ногой и вдруг слышит в ответ

    — Ты к чему меня,
    голову, побрасываешь? 
    Я, молодей,, не хуже тебя был,
     Умею я, молодец, валятися 
    А на той горе Сорочинския. 
    Где лежит пуста голова, 
    Пуста голова молодецкая, 
    И лежать будет голове Васильевой.

    Василий, однако, не обращает внимания на грозное предупреждение. У него есть свое твердое понятие: «А не верую я ни в сон, ни в чох, а верую я в свой червленый вяз»; то есть для него собственная сила превыше всяких предсказаний и угроз. Ив Иерусалиме он поступает как озорник:
    конечно, служит обедни, панихиду, прикладывается к святыням, но в то же время — нарушая все нормы — купается в Иордани, где крестился Иисус Христос. На обратном пути Василий останавливается на той же горе. 

    Здесь лежит «сер горюч камень»,
    В ширину-то камень тридцать локот, 
    В долину то камень да сорок локот, 
    Вышина его, у камешка,
    ведь трех локот. 

    На камне надпись. В разных текстах она разная, но основной смысл заключается в том, что через камень нельзя скакать вдоль — иначе можно сломить голову. Запреты, конечно, не для Василия. Он зовет всю дружину скакать через камень. Сначала они скачут поперек — и ничего не случается. Василий предлагает:

    — Не честь-то хвала да молодецкая, 
    Не выслуга будет богатырская,
     — Мы будем скакать
    да вдоль по камешку, 
    Мы вперед-то скочим, назад отскочим... 
    Разбежался, скочил вдоль по каменю 
    — И не доскочил только четверти, 
    И тут убился под каменем. 
    Где лежит пуста голова, 
    Там Василья схоронили.

    По-разному можно толковать эту трагическую развязку. Василий гибнет, потому что посмел нарушать запреты? Но киевские богатыри не раз действовали вопреки запретам. Да и многие герои мировой мифологии поступали так же и побеждали. Может быть, Василий — не настоящий герой и не имеет права на такой поступок?
    Подумаем-ка еще об одном: что за камень, у которого Василия ждет гибель? Это — могильный камень, под ним погребен богатырь. Прыгать через камень — значит оскорблять память умершего, и этот проступок не должен остаться безнаказанным.
    Камень — символ Смерти, знак ее владений. Василий словно бы пытается нарушить границу этого царства и остаться при этом жи-вым. Но Смерть забирает его совсем. Наконец, можно считать и так, что Василий платится за все грехи и нарушения, какие он совершил прежде...
    Образ Василия Буслаева исполнен такой глубины содержания и таких противоречий, что людям Древней Руси было о чем подумать, слушая былины о новгородском богатыре.

     


    Вернуться к списку Героев >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info