Герои мифов и легенд

Ярославна
Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту||Новости
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник - журнал о...
  • Библиотека
  • Галерея сайта
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести



    Вернуться к списку Героев >>>
    .
    .
                  Ярославна - женский персонаж древнерусской эпической песни.
    Почти что ничего не знаем мы о реальной Ярославне. Жена несчастного Новгород-Северского князя Игоря Святославича, потерпевшего сокрушительное поражение от половцев в 1185 году и попавшего к ним в плен;

    Плачь Ярославны худ.К.Васильев


    дочь могущественного Галицкого князя Ярослава Владимировича (летописец называл его князем мудрым, почитаемым в разных землях и славным своими полками); имя ее было Ефросинья. Возраста ее мы не знаем. Канула бы она в безвестное прошлое, подоб-но множеству других жен русских князей, если бы не автор «Слова о полку Игореве»: он создал поэтический образ Ярославны, исполненный такого обаяния, такой силы чувства, такой значительности, что он по праву вошел в мировую галерею женских литературных персонажей.
    В «Слове о полку Игореве» Ярославна появляется в самый трагический момент повествования: полки Игоря разгромлены, он в плену, половцы, воодушевленные успехом, готовы кинуться на Русскую землю; призывы к князьям вступиться за Русь, спасти Игоря кажутся безнадежными, ибо нет среди них согласия. «О, стонати Русской земле...» И вот на фоне этих охвативших всю землю стонов, словно бы перекрывая суровые упреки Святослава и напрасные призывы самого автора, раздается голос Ярославны: с крепостной стены в Путивле она в одно и то же время и оплакивает погибших, раненых, плененных, и корит ветер и солнце за то, что не помогли войску мужа, и выражает надежду на возвращение. Это плач-сетование и плач-заклинание, он весь пронизан языческим восприятием мира и верой в отзывчивость сил природы на страдания людей. 

    На Дунае Ярославнин голос слышится,
     кукушкою безвестною рано кукует:
    «Полечу, — говорит, —
    кукушкою по Дунаю, 
    омочу бобровый рукав в Каяле-реке, 
    утру князю кровавые его раны
    на могучем его теле». 
    Ярославна рано плачет в Путивле на забрале*, 
    приговаривая:
    «О ветер ветрило!
    Зачем, господин, веешь ты навстречу?
    Зачем мечешь хиновские стрелочки
    на своих легких крыльииах
    на воинов моего милого? 
    Разве мало тебе было
    под облаками веять,
    лелея корабли на синем море? 
    Зачем, господин, мое веселье
    по ковылю ты развеял?» 
    Ярославна рано плачет в Пушмеле-городе на забрале, 
    приговаривая:
    «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы
    сквозь землю Половецкую. 
    Ты лелеял на себе Святославовы насады**
    до стана Кобякова. 
    Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
    чтобы не слала я к нему слез
    на море рано». Ярославна рано плачет
    в Путивле на забрале, приговаривая:
    «Светлое и трижды светлое солние! 
    Для всех ты тепло и прекрасно;
    Зачем, господин, простерло ты
    горячие свои лучи
    на воинов моего милого? В поле безводном
    жаждою им луки согнуло,
    юрем им колчаны заткнуло?»

    Отчего в начале плача появляется Дунай? Может быть, потому, что там кончались преде-лы Русской земли, там пролегала граница княжества ее отца. А может быть, и потому, что Дунай — «эпическая» река славян и с нею связаны их мифологические верования. Заметим, что Ярославне словно бы ведомы важные подробности несчастного похода: она здесь, но знает, что ветер во время битвы дул с половецкой стороны, усиливая полет враже-ских стрел, и что в безводных степях воины мужа мучились от жажды; и она называет ту же реку Каялу, на берегах которой расстались братья.
    Наряду с обращением к природным силам и стихиям, в плаче Ярославны упоминается, как ни странно, и реальное историческое событие: за два года до поражения Игоря объединенное войско русских князей совершило успешный поход, закончившийся пленением Кобяка, половецкого хана.
    И еще одна существенная подробность: плач Ярославны пронизан думами о муже и его воинах; а ведь в составе полков и среди захваченных половцами пленников находились и два сына Игоря — Владимир и Олег. Но о них — ни слова... Не потому ли, что автор «Слова» хотел сохранить цельный образ преданной и любящей жены и—в равной мере -- княгини, супруги воина и полководца? Текст плача весь пропитан образностью и стилистикой устной поэзии. Параллели с ним обнаруживаются в позднейших (по времени записи) русских, украинских, сербских песнях и заговорах («Навейте, нанесите вы, ветры, печаль...»; «Добрый день тобй, сонечко ясне, ти святе, ти ясне прекрасне...»; «Ой по-над Днепром - Славутью...»). Отсюда видно; образ Ярославны очень близок к многочисленным женским персонажам народной эпической и лирической поэзии. А теперь — о том, какой силой автор «Слова» наделял мольбы Ярославны. Тотчас после заключительных фраз плача следует рас-сказ о спасении Игоря из плена: «Прыснуло море в полуночи, идут смерчи облаками. Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую...» Неизвестный автор поэмы не сомневался: испытанное средство обращения к природным силам — ветру, солнцу, Днепру — помогло:
    плач-заговор оказал свое магическое воздействие. И тут же новый помощник возникает:
    «Бог... в землю Русскую вывел...» А лучше сказать — Игоря вернули к «отчему золотому столу» любовь и сила чувства Ярославны.

     


    Вернуться к списку Героев >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info