Опасное задание.
(созвездие Большой медведицы - Большой Ковш)

        На северном небе, то есть с нашей стороны земного шара, ещё множество других созвездий. Есть два Льва — Большой и Малый, есть Ворон, Чаща, есть даже Насос, который в такое общество вообще неизвестно как попал, есть Единорог — это что-то вроде лошади, только с одиноким бивнем, торча-щим прямо из середины лба — есть Змея и рядом с ней Змееносец и много всякой другой публики и живности. Среди прочих особенно выделяется Большая Медведица. Это очень заметное созвездие, называемое также ещё Большой Ковш. Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
        Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Ни-когда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
         Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих. Участь таланта везде одинакова.
        Итак, к соседям дорога Эриулоку была заказа-на, а значит, ни найти себе жену и хозяйку в дом, и завести детей наш герой не мог. Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
      Эскимосская богиня, имени которой мы второй раз повторять не будем, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
        Дальше история становится весьма туманной. Скорее всего, из-за полной непереводимости некоторых эскимосских понятий. В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
         Самое интересное, что морское божество, имени которого мы решили больше не касаться, не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами.



Греки связывали это созвездие с мифом о нимфе Каллисто, в которую влюбился Зевс. Каллисто, дочь короля Аркадии, была настолько неравнодушна к охоте, что вступила в свиту Артемиды. Зевс принял облик
Артемиды, чтобы приблизиться к ней, Гера же, узнав о происходящем, разгневалась и превратила Каллисто в
медведицу, как и её подругу. Сын Каллисто Аркас, встретив на охоте двух медведиц, собрался убить их, но
Зевс помешал этому, перенеся Каллисто и её подругу на небо и превратив их в созвездия Большой и Малой
Медведиц (см. также Волопас). Гера рассердилась еще больше и потребовала от своего брата Посейдона, чтобы тот никогда не позволял звездам Б.М. зайти за его царство. Вот почему это созвездие всегда над горизонтом,
если наблюдать с европейского континента. Наличие длинного хвоста у Медведицы объясняется так: Зевс,
побоявшись острых зубов, схватил ее за хвост. Благодаря тяжести Зевса и удаленности неба от земли, хвост и
стал таким длинным. В Древней Греции созвездие Б.М. также называлось Колесницей.

     В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, "Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср.представление о барке Ра).

     В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи
людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые
должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в
наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

     В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и
бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

    Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

    В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (шумер MAR.GID2.DA, аккад. sambu,
eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское 'nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз", в России - Воз, Возило, Телега, Повозка; в Древней Руси: Воз, Колесница, Кола, Кастрюля, Ковш; на Украине - Телега; в Заволжье - Большой Ковш, в Сибири - Лось.

Вернуться в библиотеку

|| Главная || Поиск по сайту||
  ||Список монстров и духов|| ||Геральдические монстры|| ||Классификация и иерархия существ|| ||Носители магии||
||Пантеоны Богов|| || Мифические,волшебные народы || || Магические,мифологические предметы || || Астрология, магия ||
|| Мифологические места обитания || || Герои мифов и легенд ||
TopList