Животные в мифологии
Лев

Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифологические и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Энциклопедия рекомендует
     

    Энциклопедия рекомендует
    приобрести книги:

    Бабенко. Животные, растения. Мифы и легенды

     

    Легенды и мифы о животных

     

    77 самых опасных животных

     

    Одоевский, Даль, Жуковский. Лучшие сказки о животных

     

    Животные талисманы

    Загадки животного мира

    Еще книги по мифологии >>>



    Вернуться к списку животных >>>

     

    .
              Лев, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия; солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,  доблесть,  справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства, и атри-бут многих богинь-матерей, и воплощение сладострастия. Лев связан со многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей, Опс и др. 
    Лев
            В древних культурных традициях Льва нередко называют царя, героя и просто мифологизированный персонаж. В Ветхом завете с Львом сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Лев характеризуется как «силач между зверями» (Притч. 30, 30). В некоторых древних языках Ближнего Востока (в частности, в хаттском) роль Льва как символа мощи божественного героя или царя отражается в обозначении Льва и герояцаря одним словом. Для изобразительного искусства и архитектуры этих культурных традиций характерно использование Льва в качестве одного из основных символов, нередко соотнесённых с одной из четырёх сторон света. Лев выступает и как страж (львиные статуи, охраняющие двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, а также ассирийских и вавилонских храмов; Лев на западных воротах столицы Хеттского царства, аналогичные символам Льва на позднейших вратах 1-го тыс. до н. э. в Малатье и на львиных вратах в Микенах; львиные скульптуры и изображения на троне в Индии; каменные изваяния Льва у входа в буддийские храмы в Китае и т. п.). 
        В ряде культурных традиций Африки, Западной и Южной Азии со Львом связывается рождение и смерть культурного героя или царя. Согласно индийским поверьям, отражённым в «Махавансе», царь (и мудрец) имел львиную челюсть или верхнюю часть тела льва. В буддизме Лев выступает как воплощённая храбрость, благородство и постоянство. Он приносит удачу и счастье; с ним связаны Авалокитешвара, Майтрея (почитался его трон — «львиное сиденье»), Манджушри, Вайрочана. Многократно воплощался в образе Льва Будда. В Китае Лев считался одним из четырёх животных, олицетворявших идею власти. 
          В Африке образ Льва часто воспринимается как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-патрона, тотема. Широко распространены табуистические обозначения Льва - «господин» в Анголе, «брат» у готтентотов и т. п. Во многих районах Африки считается, что деревенские колдуны могут становиться Львом; согласно пред-ставлениям бушменов Лев может превращаться в человека. Основатель одного из кланов у динка был близнецом, братом Льва. (Лев же считался у них и тотемным предком). У центральной группы племён луо известен миф о первом (главном) вожде Атико; его жена принесла ему двойню львят, которые охотились на зверей, и Атико мог снаб жать мясом даже людей окрестных селений. В суданской легенде львица воспитывает царя вместе со львёнком. Подобные легенды объясняют происхождение «львиных» династий у мали и других африканских народов. У свази царь, именуемый Львом (нгвеньяма), считается близнецом царицы-матери, таким образом в мифопоэтическом контексте их можно рассматривать как близнечную пару, один из членов кото-рой (а в более раннем варианте, повидимому, оба) — Лев 
            В египетской мифологии известно божество, представляемое как пара Львов, каждый из которых, в свою очередь, тождествен Тефнут, до своего возвращения в Египет жившей в образе кровожадного Льва в нубийской пустыне, и Шу. Вместе с тем в позднейших египетских текстах со Львом отождествлялся и Осирис. Некоторые египетские богини (в частности, Тефнут) в состоянии гнева превращались во Льва (ср. библейский образ царского гнева как львиного рёва). С образом Льва были связаны Ра, Гор и др. В Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня; южный ветер иногда изображался в виде четырёхголового (обычно крылатого) Льва. Мифологические существа с головой Льва и телом человека характерны для обширного ареала к югу от Египта [бог Апедемак в мифологии Куша (Древняя Нубия)] и в Передней Азии до её северных районов; ср. также крылатых Львов-грифонов на вавилонских стелах, иногда с головой орла. Для значительной области восточного Средиземноморья, испытавшей воздействие египетской мифологии и искусства, характерен образ существа с головой и верхней частью туловища женщины и телом Льва-сфинкса (начиная с древнейших египетских изваяний сфинксов  и вплоть до наиболее ранних малоазиатских образцов рубежа 3-го и 2-го  тыс. и последующих изображений из Сирии и центральной части Хеттского царства). Нередко в архитектурных комплексах и символике печатей Лев и сфинкс объединяются как элементы единой композиции; такое же соотношение этих символов (в частности, в связи с царём) можно реконструировать (по микенским и другим данным) для наиболее раннего греческого искусства и мифологии. Для юго-востока Передней Азии характерен символ крылатого Льва, распространяющийся из Месопотамии в сопредельные области на восток (в Иран) и на северозапад (в Сирию и Малую Азию). Мотив борьбы со Львом Гильгамеша отражён и на месопотамских печатях (ср. также подвиг Геракла, победившего немейского Льва). Лев выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские львинообразные демоны Угаллу и Уридимму; ср. превращение Льва бога Нергала в символ войны). Позже он начинает олицетворять созерцание, одиночество, отшельничество; Лев становится эмблемой Иисуса Христа (ср. также Лев как эмблему ветхозаветного Иуды, из рода которого происходит Иисус Христос) и многих святых (Марка, Иеронима, Игнатия, Адриана, Евфимии и др.). 
         Мифологический символ Льва и гибридного существа с головой или туловищем Льва присутствует в фольклоре, литературе, искусстве, геральдике, эмблематике значительного числа народов. В геральдических системах Лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие. Особенно характерны сюжеты, связанные со Львом в качестве «царя зверей», в сказочном фольклоре и животном эпосе и его ответвлениях. Для этих жанров, начиная с самых типологически древних их образцов (сказки о животных у мосси и других народов Африки), характерна карнавальная  инверсия  отношений между царём зверей — Львом. (у мосси «царь леса», эвфемизм вместо, «Лев») и одним из наиболее слабых зверей (у мосси заяц), постоянно обманывающим Льва. Лев, как и слон, выступает как объект насмешек, издевательств, сатирических выпадов (особенно в текстах трикстерского типа). В то же время образ Льва в фольклоре не исчерпывается его «сниженной» и осмеиваемой ипостасью. Более широко известны мотивы противоположного характера. Прежде всего Лев— царь зверей (как в чисто фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских «Джатаках», европейских баснях, анекдотах, фаблио, сказках), не только превосходящий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный, справедливый покровитель всех животных и даже людей; ср., например, арабские истории о Льве отпускающем свою жертву; многочисленные сказки, легенды и былички о Льве, который спасает и помогает человеку, спасает девицу от насилия, выводит царя из леса. В «Романе о Лисе» Лев именуется «Царём Нобелем» (т. е. благородным). В одной из европейских версий мотива - Лев поровну делит добычу между собой, вором и путешественником, хотя более известна эзоповская версия (басня «Львиная доля»), когда справедливость оказывается на стороне осла; существуют рассказы о том, как Лев почитали младенца Иисуса, и т. п. Широко распространён сюжет о Льве, разбуженном мышью и благородно отпустившем её, за что впоследствии мышь помогала ему, когда он оказался в беде. 
        Ряд фольклорных и псевдонаучных схоластических текстов (в средние века) посвящён мотиву Льва, который боится петуха (особенно кричащего); Прокл (5 в.), напротив, считал, что поведение Льва свидетельствует о его почтении к петуху, который, как и сам Лев, символизирует солнце. В народной медицине, магии колдовства Лев— символ здоровья, дух жизни. Значительное распространение получили талисманы, связанные с Львом (геммы, медали и т. п.)


         Лев ¬ Царственный зверь, который воплощает в себе боrатейшую позитивную символику. Лев ¬ символ божественной солнечной энергии¬ и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, nокровительства и защиты. 
           Однако лев может рассматриваться не только как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный zнев, свирепость и жестокость. 
           В мифолоrии древних еrиптян в образе львицы или женщины с rоловой львицы предстают мноrие воинственные солнечные боrини. Культ боrини¬львицы Матит был распространен в номе Bepхнero Еrипта, а именно, в Дейр¬эль¬ Гебрави, что неподалеку от Сиута. Боrи¬ня войны Менхит почиталась в rороде Летополисе. Центр культа боrини¬львицы Пахт, «обладательницы зорких rлаз и острых копей», считавшейся повелительницей восточной пустыни, находился в Бени-Хасане. Однако общееrипетское признание получила боrиня войны и палящеrо солнца Сехмет, изображавшаяся с rоловой львицы и с солнечным диском над rоловой. В жизни человека Сехмет олицетворяла необузданную пламенную страсть, а в подземном Царстве Мертвых она причиняла ужасные ожоrи rрешни¬ кам. 
         Грациозным и властным боrиням¬ львицам поклонялись и в друrих странах Древнеrо мира. В Ассирии и Вавилонии чертами львицы наделяли боrиню Иштар, в Сирии и Финикии ¬ ее аналоr, Acтарту, и Т.д. 
         Лев в мифолоrии ¬ прежде Bcero страж смерти. Таковым он предстает в культе Феба и Артемиды. В Древнем  Еrипте сфинкс, фантастическое существос rоловой человека и туловищем льва, ox-ранял вечный покой моryщественных фараонов. 
         В Средние века лев становится популярным символом воскресения. Появление новoro символическоrо значения было связано с бестиариями, в которых утверждалось, что львята рождаются на свет мертвыми, и заботливый лев¬отец в течение трех дней вынужден дышать им в лицо, чтобы ,вдохнуть в них жизнь. 
         Борьба бесстрашных repoeв со львами ¬ отдельная тема в мифолоrии. Со львами сражались Гильrамеш, Самсон, Давид, Исфандиар и друrие мифолоrически е rерои. rеракл по заданию микенcкoro царя Эврисфея победил чудовищнoro Немейскоrо льва, порождение Тифона и Ехидны (1 ¬й подвиr Геракла). 
    Сначала эллинский rерой попытался поразить льва из лука, но стрелы отскакивали от ero толстой и твердой как сталь шкуры. Тоrда rеракл оrлушил немейскоrо льва ударом своей тяжелой палицы, а затем задушил ero rолыми руками. 
           В древности и в Средние века львам уподобляли воинственных властителей. За необыкновенную физическую силу, безрассудную oтвary, щедрость и великодушие современники прозвали Львиным Сердцем знаменитоrо анrлийскоrо Kороля¬ крестоносца Ричарда 1. Имя цapственнoro зверя носил и баварский rерцоr из рода гвельфов ¬ rенрихЛев, покоритель поморских славянских племен лютичей и ободритов. Любопытная средневековая леrенда посвоему объясняет происхождение rрозноrо прозвища этоrо жестокоro завоевателя. Соrласно этой леrенде, Генрих однажды сел на корабль и отплыл в Святую землю. Через несколько дней после отплытия на море разразился сильнейший шторм, и судно потерпело кораблекрушение. Экипаж корабля и все рыцари поrибли, а rериха волны выбросили на необитаемый остров. Там он про¬вел несколько бедственных лет, питаясь лишь кореньями да древесной корой. Однажды поутру rенрих стал свидетелем cтpaннoro поединка, происходившеrо в лесной чаще посреди острова:  истекающий кровью лев, напряrая последние силы, сражался с чудовищным драконом. Не раздумывая ни минyrы, rерцоr выхватил меч и бросился на помощь раненому льву. Вместе они одолели чудовище, и с тех пор блаrодарное животное стало верным друrом и неразлучным спутником Генриха. В скором времени rерцоr вернулся на родину. Лев на правах лучшеrо дрyrа жил в замке Генриха, а позже сопровождал ero в крестовом походе. После смерти баварскоrо rерцоrа верный лев долrо тосковал на ero моrиле, rде искончался. Поскольку человек и лев были неразлучны как в жизни, так и в смерти, то их имена впоследствии и слились в одно ¬ Генрих Лев. 
    В мировых релиrияx образ льва окружен ореолом святости. Индуистский боr Вишну перевоплощался в полульва-получеловека. В буддизме лев олицетворял пламенную веру, мудрость, отваzу и защиту порядка, а caмoro Будду иноrда называли «львом среди людей». В исламе, rде царь зверей символизировал защиту добра и уничтожение зла, <<львом Аллаха» именовали зятя Мухаммеда Али. Что же до христианства, то в нем безупречная репутация льва несколько пострадала в результате rонений на ранних христиан: кровожадные римские императоры Нерон и Диоклетиан бросали их на растерзание rолодным свирепым хищникам. 
    Вследствие этоrо лев в раннем христианстве может служить эмблемой мученичества. 
             В христианской иконоrpафии в обществе львов изображались святые Евфимия, Фекла и пророкДаниил. Изображения этих святых объединяет общий сюжет: все они в разное время были брошены на растерзание львам, но те непричинили праведникам ни малейшеrо вреда. Лев также является атрибутом св. Иеронима и св. Адриана. Церковное предание о льве св. Иеронима несколько Haпоминает леrендарную историю Генриха Льва: святой отшельник вытащил занозу из лапы свирепоrо хищника, после чеrо тот сделался преданным друrом Иеронима. Что же касается св. Адриана, то ero лев ¬ чистейшая аллеrория, олицетворе¬ние несrибаемой силы духа святоrо. 
           Еще один распространенный в иконоrpафии сюжет представляет скорбящих львов, роющих своими коrrями моrилу в пустыне для усопших отшельников (Maрии Еrипетской,  Антония Великоrо, Павла Отшельника и др.). 
           Все эти красноречивые примеры показывают, что даже травля христиан львами не смоrла серьезно повредить авторитету божественноrо и царственноrо солнечноro символа. 
        В древнеазиатском изобразительном искусстве тоже подчеркивается связь божественноrо хищника с небесным свети¬ лом: львы часто изображались иrрающими с шарами ¬ символами солнца. Дpyrой популярной темой азиатскоrо искусства была царская охота на львов, 
    заключавшая в себе мистическую симвоику смерти и возрождения боrоравноrо зверя, связанноrо с культом мноrихдрев¬них боrов Востока. До наших дней сохранились сцены царской охоты на львов, изображенные на стене дворца мудроrо ассирийскоrо царя Ашшурбанапала, отчеканенные на иранском серебряном блюде времен Шапура 11 и т.д. 
                В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса лев ¬ атрибут аллеrорических фиrур Храбрости, гордыни и гнева. 
               Львы везут повозку фриrийской Великой Матери, боrини Кибелы. Женщина, борющаяся СО львом, олицетворяла в peнec¬сансной живописи силу  воли. 
              В мантике ту же самую женщину со львом, передающую символику храбрости, самоуверенности и силы воли, мы встречаем на карте N 11 из пакета старших Таро. Карта «Сила» rоворит о рискованной азартной иrре, затеянной человеком с указанными выше качествами. Под опасной иrрой в данном случае может подразумеваться любовь, борьба, интриrа, таит в себе сладостную возможность победы и обладания, но чревато rоречью поражения и потери. Ставки в этой иrре высоки, а ее исход ¬ неизвестен. 
             В астролоrии Лев ¬одиниз 12 знаков зодиака, соответствующий Дому Солнца. Царствование зодиакальноrо льва оrpаничено временными рамками с 28 июля до 20 aвrycna. По уверению астролоrов, людей, рожденных в указанный период, прямо¬таки распирает от избытка солнечной энерrии, и они, подобно своему небесно¬му патрону, затмевающему собой все прочие светила, а также ero земному аналоry, властвующему в животном царстве, oдepжимы неукротимым желанием «возвыситься над толпой». Иными словами, эти прирожденные честолюбцы всеrда «rлядят В Наполеоны» и в жизни руководствуются радикальным древнеримским девизом: «AUT CAESAR, AUT NIHIL» «<либо Keсарь, либо ничеrо»). 
              Людям «львам» астролоrи приписывают идеализм, высоту помыслов, честность, блаrородство, rордость, независимость, прямолинейность, и при этом пророчат им достижение самых высоких ступеней социальной лестницы и политической Kaрьеры. Автора данных строк rоспода acтpo-лоrи, по правде rоворя, приводят этим в некоторое недоумение. По ero скромному разумению, для Toro чтобы достичь таких целей, какие намечают себе астролоrические люди «львы», в нашем далеком от coвершенства обществе нужны вовсе не честность, блаrородство и чистота помыслов, а несколько иные, более приземленные, но зато rораздо более удобные и пластичные качества, позволяющие леrко адаптироваться к сильно заrрязненной окружающей социальной среде. 
          В алхимии лев rерой выступает в разных ипостасях. Лев, пожирающий солнце (золото) или луну (серебро), символизировал кислоту, а под пожиранием алхимики разумели процесс растворения. Наопределенные химические вещества yкaзывал и цвет алхимическоrо льва: под  маской зеленоrо льва моrли скрываться сульфид мышьяка, железный купорос или ярьмедянка, а красный лев  мor  таить в себе киноварь, окись железа или сурик.  Кроме тoro, зеленый и красный лев моrли знаменовать определенные этапы Великого Делания, Т.е. процесса изrотовления мистическоrо философскоrо камня
          В rосударственной эмблематике и reралдике лев символизирует либо царскую и королевскую власть, либо могущество державы. Наибольшей ориrинальностью отличаются две rосударственные «львиные» эмблемы: индийская и венецианская. Индийская национальная эмблема, «сарнат» , переiuла в rосударственный rербстраны с историческоrо памятника Bpeмен великоrо царя Ашоки, объединившеro Индию в III веке до н.Э. Это древний памятник¬колонна, возведенная в Capнaте. Капитель старинной колонны выполнена в виде трехrоловоrо льва, чьи rоловы обращены в три разные стороны. 
        Венецианская эмблема изображает крьлатоrо льва с человеческим лицом св. Марка, покровителя боrатой купеческой республики. Между передними лапами венецианскоrо «сфинкса» лежит раскрытая книrа. Над rоловой льва св. Марка сияет золотой нимб, а в ero правой лапе воздет серебряный меч. 
        В rералъдике лев изображается золотым, серебряным, красным, синим и черным цветом. Он может обладать не только естественным вооружением (коrтями, зубами и языком, окрашенными в иной цвет), но и искусственным: мечом, саблей, топором, секирой, булавой, луком и Т.д. В rербах монархических rосударств лев, как правило, увенчан короной. Геральдический лев настолько широко распространенная эмблема, что виды ero изображений, во избежание путани¬цы, подразделяются на несколько rрупп. 
           Непосредственно львом в rеральдике именуют льва, стоящеrо в профиль на задних лапах; лев или несколько львов, лежа¬щие в профиль, называются львятами; лев, идущий на четырех лапах, но с rоловой, обращенной в анфас, называется леопардом; лев, идущий на четырех лапах с rоловой в профиль, носит имя львиного леопарда; а лев, стоящий на задних лапах с rоловой в анфас, квалифицируется как леоnардный лев. 
    Из европейских rосударств золотой лев изображен в rербах Бельrии, Нидерландов, Норвеrии, Швеции и Финлян¬дии; красный лев ¬ в rербах Испании и ¬ Люксембурrа; белый лев¬ в rербах Болrарии и Чехословакии. rерб Великобри¬тании украшают золотые львята, а rербы Дании и Эстонии ¬ синие львята. 
    Из азиатских rосударств эмблему льва используют лишь две страны: Индия и Шри¬Ланка. В rербе Индии находится неrеральдический «сарнат», О котором уже упоминалось выше. В rербе Шри¬Ланки символику независимости и мужества передает львиный леопард. У четырех rосударств Африки: Малави, Сенеrала, Сьерра¬Леоне и Туниса ¬ эмблема льва является основной, а друrие пять африканских rосударств используют льва в качестве щитодержателя. 
        В российской rеральдике коронованный золотой леопардный лев с серебряным крестообразным мечом в правой лапе украшает rерб rорода Владимира. Эта эмблема вполне отвечает историческим реалиям: в XII¬XIII веках, в период феодальной раздробленности на Руси, Владимир являлся фактической столицей rосударства, туда из разоренноrо Киева бьш перенесен великокняжеский престол. Таким образом, rеральдический лев Владимира олицетворяет моzущество и власть великого КНЯЗЯ. 
          В rербах российских дворян лев символизирует храбрость, стойкость, великодушие и блаzородство. Золотые львы изображены в родовых rербах дворян Koжиных, Лазаревых, Лазаревых¬ Станищевых, Новосильцевых, Собакиных (корoнованный лев), Урусовых (с двумя стpeлами, поразившими льва в челюсть). Три золотые львиные rоловы представлены в rербах Головковых, Головниных и Свищовых. 
          Вооруженными львами отмечены repбы Арryтинских ¬Долrоруких (лев с золотой булавой и щитом), Беклемишевых (коронованный лев с мечом), Давыдовых (с луком), Ислентьевых (с мечом), Сатиных (два льва, у каждоrо из них ¬ по золотой стреле), Черкасских (лев держит натянутый лук со стрелой) и др. 
           В истории человечества изваяния львов выполняли функцию бдительных стражей. Они охраняли царские дворцы, ворота ( <Львиные ворота» в Микенах), двери (ручки дверей в форме львиных roлов), троны (их подлокотники часто изrотовлялись в виде львов), усыпальницы и Т.д. 
    В еrипетской, rреческой и римской архитектуре львы использовались в качестве кренофилаксов (стражей водных источников). Впоследствии фонтаны в виде львиных rолов распространились по всему миру. 
    Каменные львы охраняли вечный покой павших repoeB (памятники, сооруженные на месте rибели царя Леонида и ero 300 спартанцев у Фермопильскоrо ущелья, фиванских воинов и их союзников, поrибших при Херонее, и т.д.). 
        Необыкновенная популярность царcтвеннoro зверя нашла свое отражение и в ономастике. Достаточно будет упомянуть о том, что имя Лев с rордостью носили мноrие императоры и 13 римских пап. 



    Вернуться к списку животных >>>

     


    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info