Растения и миф

Роза

Вперед

Содержание энциклопедии
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник-статьи, материалы
  • Галерея сайта
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта



  •  

    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:
     
    Светлана Лаврова: Цветы и деревья в легендах и мифах

    Лысковский: Цветочное кружево - легенды о растениях

    Цветы в легендах и преданиях (Иллюстрации - короб)

     

    Легенды и мифы о растениях. Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания

    Магические свойства растений. Ирина Старостина

     

    Магия домашних растений

     
      
    Олард Диксон: Мистерии мухомора
     



    Вернуться к списку Растений и мифов >>>

    .
                  Роза — самый популярный цветочный символ. Согласно легенде, эта "королева цветов" росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание. В Древней Греции роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (в Риме —Венеры), а также символизировала любовь и желание. У арабов роза — это символ мужской красоты. У христиан роза символизирует мученичество, а также благотворительность; белая роза — это символ невинности, чистоты, целомудрия; Деву Марию называли Волшебной Розой, Розой Небес, а поскольку на ней не было греха, "розой без шипов".
    Роза  худ. Cicely Mary Barker
               Роза — это традиционная эмблема Англии, она представляет собой самый известный нагрудный знак английских королей. После "Войны Алой и Белой Розы", названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза дома Ланкастеров и белая дома Йорков были объединены в форме, которая носит название "Розы Тюдоров". В недавние времена красная роза была одобрена европейскими политическими партиями в качестве эмблемы социализма. В 1986 году ее в качестве эмблемы утвердила британская лейбористская партия.
             Также роза — символ тайны и молчания; по греко-римской мифологии, бог тишины Гарпократ склонил Венеру к любовной связи; чтобы купить его молчание, сын Венеры, Купидон, дал ему белую розу. В древности роза рисовалась или изображалась барельефом на потолках залов или комнат для совещаний, символизируя, что все, сказанное sub rosa, "под розой", является конфиденциальным. Похожее выражение sub vino sub rosa est говорит о том, что сказанное было произнесено под воздействием вина.
          Роза, один из наиболее распростра-нённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Р. занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Р. связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа Р. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран Р. стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей». С другой стороны, Р. на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений Р. включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Р. может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Р. связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза б ланка и т. п.). У арабов Р., напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза — образ единства. Роза символизирует число пять, и эта её особенность отражена в католическом обиходе, где чётки и особая молитва по ним называются «Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причём «Розарии» соотносится с размышлением о трёх «пятерицах» — пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет Розу своим атрибутом. Р. в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых — Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще. В христианстве Роза обретает особую символическую ёмкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве Р. символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла). Своё символическое зна чение получают и части Р.: её зелень соотносится с радостью, шипы — с печалью, сам цветок — со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать Р. как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале «Божественной комедии» Данте. В высшем плане неба (Рай XXX—XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую Р., лепестки которой — души праведных, а высший из них — богоматерь. После Данте Р. всё чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.). Р. как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16—18 вв. Эволюция образа Р. отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции. Так, у немецкого поэта К. Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры — Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати. Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У. Блейк, Д. Г. Россети, А. Штифтер и др.), символистов рубежа 19—20 вв. (С. Малларме, В. де Лиль-Адан, О. Уайльд, кружок франц. поэтов — розенкрейцеров и др.), писателей 20 в. (например, У. Б. Йитс, Дж. Джойс, Т. С. Элиот, П. Целан; в России, в первую очередь, — А.А. Блок и О. Э. Мандельштам); в большинстве своём мотивы Розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте. В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Р. — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая Р. на витражах средневековых храмов). Р. знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. Р. вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) Р. нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения ши дов. По одной версии, Р. стала крас-ной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шиилом  Р.  во  время поисков  ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.По другой   версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона,  уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение  шипов Розы. Вдыхая  благоухание  Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов  связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед   непреодолимой  оградой  из  терниев  и  приказал ейt стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная  версия известна по этиологическому  преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы  удержать животных от  поедания цветов, сделал Розы колючими).Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Р.не имела шипов. Красный цвет   Р.объясняется кровью Христа, пролитой на кресте   (красные Розы нередко связывались  с  огнём; известен  мотив  превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные Розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе,  превратившееся, однако, в  ложе из Р.), а тернии Розу соотносились с терновым венцом. Исключительную роль играет Р. в символике иранской литературы и искусст-ва. Традиционен мотив любви  соловья к Р.: когда её срывают, соловей вскрикивает;  Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяющий Розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и  упавшего на землю. В германской традиции Р. принадлежат карликам, гномам,  феям  и находятся под их неусыпной защитой.Символика  различных видов Р. и её элементов многообразна. Красная Роза   —   христианский  символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак   дома   Ланкастеров; восторг, стыдливость,  стыд,  желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество. Белая Р. — чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков. Красная   и  белая   Р.   — единство, союз. Гирлянда Роз —  атрибут Эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная ра-дость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Р.на кресте — смерть Христа. Шип Р. — страдание, смерть; христианский символ греха; Р. без шипов — неблагодарность. Венок из Р.— небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад — Новый Иерусалим; Небесная Роза — роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства. Золотая Роза — Роза, благоелавляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благослове-ния и радости. Серебряная Р. — жилище Брахмы. Розетка Р. — знак семи имён аллаха в мусульманстве; в буддизме — знание, закон, путь порядка, т. е. тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда, круг вселенной. Розовое дерево — убежище, приют.
    Роза
            Роза, воспетая античными поэтами и средневековыми трубадурами как короле-ва цветов и царица сладостных ароматов, выступает в их произведениях как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви. Однако ее символика далеко не исчерпывается этими значениями. Роза может служить яркой аллегорией человеческого сердца, тайны, солнца, космического колеса и центра мироздания. Но и это еще не все, поскольку символика прелестного цветка во многом зависит от его окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти.
             В античной мифологии, что вполне логично, совершенный цветок посвящен самой прекрасной из богинь — богине любви и красоты Афродите (Венере). По одному из греческих мифов они появились на свет одновременно: когда Афродита вышла из пены морской, клочья пены, лежавшие на груди, плечах и бедрах обворожительной богини, превратились в роскошные белые розы, а тонкий аромат им придал нектар богов-олимпийцев, с радостью принявших прекрасную Афродиту в свою могущественную семью.
    Происхождение красной розы также связано с Афродитой. Однажды прелестная богиня спешила на помощь к своему умирающему возлюбленному Адонису, смертельно раненному на охоте клыками громадного кабана. Встревоженная Аф-родита не замечала острых камней и шипов терновника, изранивших ее нежные ноги, и там, где падали капли крови прекраснейшей из богинь, вырастали алые как кровь розы.
                 В персидском мифе белую розу окра-сила кровь влюбленного в нее соловья: когда певец любви прижал розу к своей груди, острые шипы пронзили его сердце. Так шипы розы стали ассоциироваться с ранами любви.
                  В религии древних греков, где розы составляли неотъемлемую часть культа Афродиты, прекрасными цветами жрицы украшали алтари ее храмов, а самые храмы были окружены благоухающими цветниками из роз. На Родосе, где существовал один из самых великолепных храмов Афродиты, даже на монетах чеканились изображения божественного цветка.
                 В Древнем Риме возникли розалии — религиозный праздник, во время которого венками из красных роз украшали гробницы. Праздник розалий, соединивший символику красной розы со смертью и возрождением, и в самом деле оказался необычайно живучим и популярным. Пе-режив столетия и преодолев сопротивление господствующего христианства, розалии с триумфом утвердились во всех странах Западной Европы. Сроки проведения языческого праздника, зависевшие от времени цветения роз в той или иной местности, не совпадали, однако ловкие клирики приурочили их к важным христианским праздникам. В странах с мягким климатом розалии отмечались на Троицу (Италия, Испания, Южная Франция), а севернее, в более холодном регионе (Германия, Австрия, Бельгия, Голландия) — на Петров день. Среди христиан этих государств даже распространилось поверье, что на Петров день св. Петр рас-сыпает розы, приглашая в рай праведников. Верующие считали розу райским цветком, чей аромат напоминает о блаженстве садов Эдема, а шипы — о грехопадении. Другое поверье наделяло розу функцией оберега, так как суеверные простолюдины полагали, что стойкий аромат цветка отпугивает злых духов и демонов.
                 Авторитет розы в христианстве вскоре достиг такой высоты, что кроваво-красная роза с острыми шипами сделалась символом Страстей Господних, а непорочную Деву Марию стали именовать «ро-зой без шипов».
                 В христианской иконографии Деву Марию иногда изображали с тремя разными венками из роз. В этом сюжете венок из белых роз символизировал ее чистоту и непорочность, венок из красных роз олицетворял ее страдания, а венец из желтых воспевал немеркнущую славу Царицы Небесной.
    Роза как атрибут сопутствует и некоторым христианским святым. Белые розы лежат в переднике св. Елизаветы Венгерской. Красными розами наполнена корзина св. Доротеи, а в момент ее казни ангелы парят над головой Доротеи с гирляндами из красных роз. Алые розы прорастают там, куда упали капли крови Франциска Ассизского.
               В изобразительном искусстве мастера Ренессанса, черпавшие свои сюжеты из античной мифологии, посвятили розу, как символ любви и совершенства, богине Афродите (Венере). Раны, полученные от любви, они иногда изображали в виде шипа, который Венера извлекает из ноги. Струйка крови, вытекающая из ранки на ноге, окропляет белые розы, окрашивая их в красный цвет.
                Розы также являются атрибутами трех Харит, греческих богинь красоты (у римлян им соответствуют Грации) — очаровательных прислужниц и спутниц Афродиты, составляющих ее прекрасную свиту.
                 Как эмблема тайны, роза принадлежит египетскому богу молчания Гарпо-крату, изображавшемуся в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта. Согласно одному из мифов, Купидон подарил Гарпократу белую розу с тем, чтобы пресечь многочисленные слухи и сплетни о ветрености своей матери Венеры.
               В алхимии роза стала эмблемой бессмертия, поскольку в ее полуоткрытом бутоне алхимики усматривали образ мис-тического бокала, наполненного эликсиром вечной жизни. Кроме того, белая и красная розы символизировали для них два первоэлемента: серу и ртуть, а семи-лепестковая красавица ассоциировалась с семью металлами и соответствовавшими им семью планетами.
    В астрологии цветок розы символи-зировал планету Венеру и период любви в жизни человека.
    В золотом масонстве роза олицетво-ряла вечность материи. Три розы св. Иоанна рассматривались как символ света, любви и жизни.
                В истории за розой прочно закрепилось высокое звание Королевы цветов. Родиной ее величества ученые называют Южную Туркмению и Северный Иран. В V веке до н.э., в героическую эпоху греко-персидских войн, роза проникла в Малую Азию и Европу. Быстро завоевав человеческие сердца, прекрасная королева воцарилась в садах Старого Света.
                В античную эпоху розовыми венками украшали невест и участников веселых пиршеств. Лепестками роз усыпали в Риме путь триумфатора, брачное ложе и гробни-цы. Срезанные розы быстро увядают, поэтому их носили и в знак траура, как символ скоротечности человеческой жизни.
    В Средние века роза была излюбленным цветком странствующих рыцарей. В соответствии с существовавшим тогда обычаем, влюбленная дама или супруга дарила розу уходящему в поход рыцарю в знак своей любви и верности, а тот хранил давно засохший цветок у самого сердца как самую дорогую реликвию.
                 В 1324 году легендарная девица Кле-манс Изор учредила в Тулузе Цветочные игры — первый в истории турнир поэтов-рыцарей. Наградой талантливому победителю была серебряная роза. С тех времен Цветочные игры вошли в традицию, а кавалерами серебряной розы стали выдающиеся поэты Франции, такие, как Ронсар, Шатобриан, Гюго, Виньи и другие.
               В период Средневековья популярность Королевы цветов достигла своего апогея. Прекрасные дамы с гордостью носили имя божественного цветка: Роза, Ро-залия, Розалина, Розамунда... Кавалеры украшали свои одежды ее изображениями. Например, далматика английского короля Ричарда II (1377—1399) была сплошь расшита розами и золотыми буквами.
              В средневековой Германии на первый план вышла роза Гарпократа, ставшая эмблемой тайны. Белая роза, вывешенная на стене пиршественной залы, призывала собравшихся сохранять в тайне все, что говорилось sub rosa (под розой), т.е. по секрету. В Оружейной палате Кремля до нашего времени сохранились серебряные кубки, преподнесенные в дар русским царям немецкими послами в XVI-XVII веках. Другой пример переносит нас в 30-е годы XX столетия, в гитлеровскую Германию, когда в Мюнхене под университетской крышей образовалась подпольная антифашистская организация «Белая Роза». Боровшимся в условиях строгой конспирации молодым студентам-антифашистам действительно удавалось Долгое время сохранять в тайне деятельность своей организации, однако после поражения гитлеровских войск под Сталинградом, когда они решились на открытую антифашистскую манифестацию (19 февраля 1943 года), молодые патриоты попали в поле зрения гестапо. Многие активные члены «Белой Розы» вскоре были арестованы и после жесточайших пыток казнены, а сама организация — разгромлена.
    В эмблематике многогранная символика розы использовалась католической церковью, рядом тайных организаций и даже некоторыми государствами.
                 В 800—843 годах, до Верденского раздела, шесть сине-красно-желтых роз украшали красное треххвостое знамя Франкской империи Карла Великого.
                 В XI веке римский папа Лев IX (1049—1054) учредил высший знак отли¬чия «Золотая Роза», которым награждались венценосные особы за «выдающиеся добродетели и благочестие». Этот папский орден действительно представлял собой розу из чистого золота, наполненную благовониями. На каждом лепестке золотой розы гравировалось имя действующего великого понтифика, а также перечень заслуг награждаемого лица. На золотых листьях великолепной розы, словно капли небесной росы, сверкали многочисленные бриллианты. Прежде, чем отправить «Золотую Розу» царственному адресату, папа торжественно освящал ее в четвертое воскресенье великого поста.
                   Римские первосвященники отмечали этим знаком совершенства лишь самых благочестивых и покорных их воле монар-хов западного мира, чьи заслуги перед католической церковью были хорошо изве-стны. Среди кавалеров «Золотой Розы» числился и французский король Людовик VII (1137—1180), активный участник Второго крестового похода. Король-крестоносец всегда защищал интересы цер-ковников, за что и удостоился прозвища «христианнейшего из королей». Однаж¬ды Людовик спас епископа Овернского от преследований местного графа-разбойника, пытавшегося сжечь монастырь и убить самого прелата. Стараясь пресечь грабежи и разбой феодалов, христианнейший король в 1155 году провозгласил в Суассоне всеобщий мир сроком на 10 лет. Признав выдающиеся заслуги Людовика VII в сохранении Божьего мира, римский папа Александр 111(1159—1181) и наградил благочестивого короля орденом «Золотой Розы».
    Роза
                  В XVII веке разностороннюю символику розы использовал тайный оккультный орден розенкрейцеров. Эмблемой розенкрейцеров стал Андреевский крест с розой в центре, олицетворявшей сердце Христа или солнечный свет в центре колеса жизни. Одновременно лепестки розы символизировали степени посвящения, а центр цветка представлял знак единства братьев ордена.
                В 1778 году Шомон, секретарь регента Луи-Филиппа Орлеанского, основал в Париже орден Рыцарей и Нимф Розы. В этом галантном ордене эмблема розы объединяла два важнейших символичес¬ких значения королевы цветов: любовь и тайну. Отавная ложа, украшенная гирляндами из роз, любовными эмблемами и девизами, именовалась Храмом Любви. Рыцари ордена носили на голове миртовые венки, а нимфы — венки из роз. Во время церемонии посвящения кавалеры и дамы обменивались друг с другом венками.
                 В Новейшее время красная роза, как символ кровавой борьбы пролетариата за свое освобождение, была принята в качестве эмблемы Социалистического Интер-национала.
                В настоящее время роза — неофици-альная эмблема Англии, Канады и Болга-рии. Из этих государств наибольшие пра¬ва на данную эмблему принадлежат Болгарии, славящейся как первый в мире производитель и поставщик знаменитого розового масла. Желтая (чайная) роза — вполне официальная эмблема Пекина.
               В геральдике используются розы белого (серебряного), золотого, красного и синего цвета. Громкую славу в истории снискали две геральдические розы, ставшие символами жестокой феодальной войны Алой и Белой Розы (1455-1485). В итоге длительной кровопролитной борьбы между сторонниками Йорков, имевших в родовом гербе белую розу, и Ланкастеров, в гербе которых цвела алая роза, победу одержал претендент на английский престол из семейства Тюдоров. Короновавшись под именем Генриха VII (1485—1509), он в результате династического брака примирил столько лет враждовавшие между собой розы, соединив их в гербе Тюдоров.
              В российской геральдике эмблема розы украшает гербы Белкиных, Воронцовых, Отяевых, Розингов, Сумароковых, Хвостовых и других дворянских родов. Невероятно популярная в прошлом, в настоящее время эта эмблема почти не используется в государственной геральдике: лишь в гербе Финляндии можно увидеть сразу девять белоснежных роз.



    Вернуться к списку Растений и мифов >>>




    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info