Растения и миф

Дерево, Древо
Вперед

Содержание энциклопедии
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник-статьи, материалы
  • Галерея сайта
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта


  •  

    Энциклопедия рекомендует
    приобрести:
     
    Светлана Лаврова: Цветы и деревья в легендах и мифах

    Лысковский: Цветочное кружево - легенды о растениях

    Цветы в легендах и преданиях (Иллюстрации - короб)

     

    Легенды и мифы о растениях. Легенды Древнего Востока, языческие мифы, античные предания

    Магические свойства растений. Ирина Старостина

     

    Магия домашних растений

     
      
    Олард Диксон: Мистерии мухомора
     



    Вернуться к списку Растений и мифов >>>

    .
               Дерево, Древо. Поскольку оно корнями уходит в землю, а его ветви устремлены к небу, оно, как и сам человек, является отражением "сущности двух миров" и посредником между "верхом и низом". Во многих древних культурах определенные деревья или даже целая роща не только почитаются как место обитания сверхъестественных существ (богов, низших духов), но дерево в широком смысле рассматривалось как ось мира, вокруг которой группируется космос, например мировое древо Иггдрасиль у северных германцев, или священное Цейба, или Ячкхе-дерево юкатанских майя, которое растет в центре мира и служит опорой для слоев неба, причем в каждой из четырех сторон света используется по одному цветному дереву этого вида в качестве угловых столбов небосвода. Известна роль табуированных деревьев в библейском раю; для буддиста священный фикус, под которым на Будду снизошло озарение, является символом "великого пробуждения". В Древнем Египте почитали сикомор (платан), из которого богиня Хатор дает умершему или же птице его души (ба) укрепляющий напиток и еду. В качестве древа жизни почитался шумерский бог растительности Думузи (Таммуз). 
    Сикамор - худ. Cicely Mary Barker
    В Древнем Китае почитали персиковое и тутовое дерево; кельтские друидыдуб, который в качестве священного приписывали германскому богу грома и (у греков) царю богов Зевсу. Священные деревья такого рода — частично реально, частично идеализированно и с возвышением до уровня космического символа — имеются почти у всех древних народов. В христианской иконографии дерево является символом богоугодной жизни, и его прохождение через годовой цикл указывает на жизнь, смерть и воскресение, а неплодородное или умершее дерево, напротив, — на грешника. Из древесины райского "древа познания" позже якобы смастерили крест Христа, который отныне стал для верующего древом жизни. Неоднократно его изображали с сучьями и листьями или сравнивали с первоначальным деревом "корня Иисуса". В символике, связанной с деревом, и в почитании его закреплены наконец остатки древней первобытной религии, в которой деревья не просто дают древесину, но и являются одушевленными существами, в которых обитали эльфоподобные нимфы, к которым у человека было чувственное отношение. На это указывают также деревья с прикрепленными к их стволу иконами ("Лесные молитвы" в Австрии), а также рождественская елка, которая почти во всем мире воспринимается как утешительный символ оживления (появления зелени) и обновления. "Древом жизни" считалась прежде всего Мария, благословенная Святым Духом, который в качестве плода мира подарил Спасителя. Представляется, что старые деревенские святыни и места паломничества передают традицию древних "священных деревьев", в которую облачена символика, связанная с Марией, нашему времени: "Мария в трех дубах", "Мария в зелени", "Мария в липах" и т. д.; епископ Эццо Бамбергский воспел крест как благословенное дерево: "И несла твоя ветка небесную ношу, в тебе текла высокородная кровь. Твой плод сладок и хорош". На христианском Западе широко распространены легенды об отмирающих деревьях, ветвях или палках, которые в качестве знаков изъявления милости Божьей начинали зеленеть. Снабженный ветвями "деревянный крест" средневековой пластики находится во взаимосвязи с символикой воскресения, которое дерево олицетворяет через свой листопад и зимний покой перед новым распусканием листьев. Еврейская легенда гласит, что патриарх Авраам везде, где он бывал, сажал деревья, которые, однако, не всегда принимались; лишь одно дерево на земле Ханаанской быстро пошло в рост. Через него Авраам мог узнать, верил ли тот или иной человек в истинного Бога или был идолопоклонником. 
    Кедр
    Над правоверными дерево расстилало свои ветви и прятало их в своей тени, а над идолопоклонниками нет. В последнем случае оно отворачивалось и поднимало свои ветви вверх, чтобы лишить их тени. Однако Авраам не отступался от идолопоклонников, а заботился о том, чтобы они приняли истинную веру. "Тем, что Адам вкусил от древа познания, он принес смерть в мир. Однако когда появился Авраам, через другое дерево он снова исцелил мир". Легенда о приносящем исцеление дереве восходит, по-видимому, к христианской символике дерева-креста, которая была перенесена в мир Ветхого завета. Раннехристианский текст "Физиологус" сообщает об индийском дереве "перидексион", плоды которого охотно поедаются голубями, в то время как змея не может к нему приблизиться и бежит от его тени. Оно является указанием на избавителя, "настоящее древо жизни", от плодов которого живут верующие, в то время как дьявол не может к нему приблизиться. В средневековом "Бестиарии" это дерево называется "перинденс"; оно защищает живущих в его тени голубей от дракона. "Небесным плодом древа является мудрость Святого Духа, которую человек воспринял в таинствах причастия" (Унтеркирхер). Прототипом деревьев восстановленного рая является в исламской мифологии дерево "заккум", листьями и плодами которого после Страшного суда кормятся осужденные на вечное проклятье грешники и богохульники. "Однако их колючие ветви и горькие плоды будут вздуваться в их телах, как расплавленная бронза" (Бельтц, 1980). Сад нового рая полон дарящих тень деревьев с лакомыми плодами, которые находятся в распоряжении оправданных богобоязненных людей. Другим деревом исламской религиозной традиции является "мировое древо", на листьях которого записаны имена всех людей; те, что по воле Аллаха отпадают, увлекаются ангелом смерти Израилом, который затем убирает с Земли обреченных на смерть.



    Вернуться к списку Растений и мифов >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info