Астральные мифы

Астероиды

Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Дополнительные статьи

    ссм. статьи о Инанне
    см. статьи о   Астаре
    см. статьи о   Иштар
    см. статьи о   Астарте
    см. статьи о   Ану
    см. статьи о   Каллисто
    см. статьи о  Гере
    см. статьи о  Триптолеме
    см. статьи о  Эригоне
    см. статьи о  Астрее
    см. статьи о  Дике
    см. статьи о  Кассиопее
    см. статьи о  Диоскурах
    см. статьи о  Касторе
    см. статьи о  Поллуксе
    см. статьи о  Альбэ
    см. статьи о  шаманах
    см. статьи о  Дохе




    Энциклопедия рекомендует
    приобрести

    Легенды и мифы о звездах и созвездиях. Мерцанье мириадов звезд

     

    Увлекательная астрономия: мифы и космос. С.Дубкова

     

    Сказки звездного неба. С.Дубкова

     

    А.Семке: Увлекательная астрономия, мифы и легенды звездного неба

     

    Светлана Дубкова: Книга о луне: фамильные тайны Солнечной системы

    Созвездия московского неба. С.Дубкова

     

    Светлана Дубкова: Солнце в интерьере галактики

    Марк Гарлик: Иллюстрированный атлас: Вселенная

    Дэвид Леви: Путеводитель по звездному небу

     

    Иллюстрированный Атлас Вселенной

     


    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>

    .
    .
                    Астральные мифы, мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле — также лунарные мифы и солярные мифы). В типологически ранней группе астральные мифы, звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. У эвенков небо — это тайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечер похищающий и уносящий в чащу солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия — как охотник (или три охотника), иногда как мифологический медведь Манги, охотящийся за лосем. Малая Медведица в одном из вариантов эвенкийского астрального мифа предстаёт как телёнок лося, Млечный путь — как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Характерная черта астральных мифов — наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. В астральных мифах индейцев Южной Америки одно из созвездий предстаёт как тапир, другое (Орион или Плеяды) — как части тела расчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела с каким созвездием (или звездой) соотносится. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (в Гайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. Дальнейшее развитие таких астральных мифов приводит к построению системы соответствий между 12 созвездиями и таким же числом животных. В основных чертах эта система близка системе, существовавшей в Древней Вавилонии, где на ней было основано выделение 12 знаков зодиака, позднее перенятое греческой традицией (зодиак — от греч. «животное, звериный круг») и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживают сходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими — с одной стороны, американскими индейскими — с другой. Во всех этих системах, которые могут быть либо результатом независимого параллельного развития, либо следствием диффузии одного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению к древнекитайскому циклу из 12 животных, сложившемуся, по-видимому, под влиянием западно-азиатского), на основе астральных мифов была построена закономерная картина движения небесных светил, описывавшихся посредством мифологических символов — животных. В шумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное    светило (планета). Особое значение придавалось планете Венера, олицетворением которой в шумерской мифологии считалась богиня Инанна;   планета Венера почиталась всеми семитами (Астар, Иштар, Астарта) в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и любовью. Культ семитского божества Астар оказал влияние на другие народы того же культурного круга, о чём свидетельствует и 
    худ. Josephine Wall
    проникновение семитского слова в  соседние языки (в частности, индоевропейские: хеттское haster,  «звезда», греч.,  «звезда», «созвездие»). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрёл значение «небо»,  «бог» (читалось an, dingir;  ср. шумер,  бог  неба Ан). Заимствование другими народами  Евразии шумеро-аккадской терминологии, связанной с астральными мифами, и символики знаков зодиака показывает, что шумеро-аккадские астральные мифы, связанные с систематизированными наблюдениями за небесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд, оказали большое влияние на культуру других народов. В астральных мифах выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. К ним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена на цепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания (этот астральный миф. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующее название звезды — Собачий Хвост или Собака — известно в Риме и Древней Индии и, по-видимому, является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространение имеет образ Большой Медведицы как колесницы (или  повозки),  встречающийся  в шумеро-аккадской мифологии (шумер, mar. gid. da как «повозка» — Большая Медведица), во всех древних традициях,     продолжающих индоевропейскую мифологию, но также и в древнекитайской и в некоторых американских индейских (бороро) мифологиях. В значительном числе архаических мифологий звёзды или созвездия описываются как предметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. В мифологии ненцев звёзды — озёра на «земле», которая служит для людей небосводом (эта «земля» является самым нижним из семи небес). В кетской мифологии и мифологии селькупов (одного из самодийских народов ) звёзды считаются корнями деревьев, которые растут на «верхнем небе» (кетское kon, «звёзды», «корни»; селькупское kon-ti, «корень»).Чрезвычайно распространённым мотивом астральных мифов является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звёзд. Например, в греческой мифологии Большая Медведица — это Каллисто  (превращённая Герой в медведицу, а затем Зевсом — в звезду);Волопас — взятый на небо Триптолем (вариант — Икарий), созвездие Девы — взятая на небо Эригона (варианты — Астрея. Дике), Плеяды — семь сестёр, дочерей Атланта, и т. д. У кетов известно созвездие Dejtbydn — «кузнецы»  (по-видимому, соответствует созвездию Кассиопеи), о котором рассказывается, что семь (у кетов священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время, когда «земля росла», то есть в самом начале мироздания); внезапно они оказались на небе и превратились в созвездия. В мифологиях американских индейцев широко распространён мотив «жены небесного светила». В мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать жёнами двух звёзд (или солнца и луны), но не выполняют запрета не смотреть вниз на землю (обычный мифологический мотив запрета глядеть назад) и поэтому погибают или вынуждены уйти с неба. Согласно другим вариантам мифа, жёны звёзд сами превращаются в созвездия. Широко распространены объяснения парных звезд близнечными мифами. В греческой мифологии происхождение созвездия Близнецов связывается с мифом о ДиоскурахКасторе и Полидевке (Поллуксе). В австралийских дуалистических мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его брате Палиане рассказывается, что они живут на небе, причём их отождествляют со звёздами из созвездия Близнецов Кастор и Поллукс. По-видимому, сходная проекция дуальной организации племени на небе имеет место и у кетов, которые считают Малую Медведицу звездой дуальной половины Qent'aen, Большую Медведицу — звездой дуальной половины «Огненных людей» (Bogdi-get koh, «звезда огненного человека И. Рассказывалось, что в охоте на лося, благодаря которой произошли эти созвездия, участвовал «первый огненный человек».Некоторые созвездия считались следами движения мифологических героев. Согласно селькупскому мифу. Млечный путь — это «дорога небесного Ия» или «тропинка Ия». Герой этого астрального мифа — Ий отправлялся в путь, когда дул холодный восточный ветер; Ий, плохо одетый, совсем замёрз; идя по небу, он оставлял следы, образовавшие Млечный путь. Аналогично в кетских астральному мифу Млечный путь описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба (Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыря Альбэ, преследовавшего злую Хоседэм, или первого шамана  Доха, поднимавшегося этой дорогой к солнцу. Происхождение названия «Млечный путь» связано с греческим мифом, согласно которому он возник из разлившихся по небу капель молока богини Геры.
                Часто во взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом двух или более мифологических персонажей (напр., в мифах индейцев Центральной Бразилии) или усматривали изображение какого-либо мифологического сюжета [напр., в греческой мифологии расположение созвездия Орион, движущегося по небу за Плеядами, объяснялось мифом о Плеядах и Орионе; Кассиопея, Кофей  (Цефей), Персей, Андромеда — группа созвездий, объединенных мифом о Персее и Андромеде].Во многих случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки, объясняющие частую связь одного и того же (или сходного) Д. м. с одним и тем же созвездием у разных народов (причём в ряде случаев можно предположить вполне независимое развитие, как в приурочении созвездия Близнецов к близнечному дуалистическому мифу в Австралии и у народов древнего Ближнего Востока и прилегающих областей Европы). Красноватый цвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений, связанных с богом войны (в шумеро-аккадской мифологии, в античной мифологии — см. Марс, и т. п.): классификационная роль небесного светила определялась его особенностями.
        Для типологически ранних астральных мифов характерно большое значение, которое придавалось  «неподвижным» звёздам — в отличие от планет, Луны и Солнца. Так, согласно австралийским мифологическим представлениям, не только дождь и холод, но и солнечное тепло зависит от Плеяд (особая роль этого созвездия отмечается и в южноазиатских мифах, в частности раннеиндийских; следы их предполагаются и в символике печатей из Мохенджо-Даро).
           История астральных мифов, общие черты которых могут объясняться не только общностью признаков созвездий, звёзд и планет, но и диффузией некоторых комплексов представлений (что весьма вероятно по отношению  к  вавилонским астральным мифам), тесно связана с судьбой наиболее ранних представленийо звёздном небе. Сравнительно развитые астрономические познания несомненны для эпохи начиная  с  4-го  тыс. до н. э., когда в Западной Европе и в бассейне Средиземного моря  (в т.ч. и на Востоке — вплоть до Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, например кромлехи Стонхенджа  (в Англии, 2-е тыс. до н.э.), интерпретируются учёными как  древние обсерватории. Вавилонские зиккураты — храмовые сооружения, использовавшиеся и для наблюдения  за звёздами, могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморской ранней культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесных светил. Давно отмеченное сходство вавилонских астральных мифах и соотносимых с ними символов (знаков зодиака) с другими аналогичными может объясняться как прямым вавилонским влиянием (что вероятно по отношению к греческой и некоторым ближневосточным традициям), так и связью с ещё более ранними культурами  средиземноморского круга. В античную эпоху вавилонское воздействие можно предположить в отношении этрусских астральным мифам. Основным источником для их изучения является (наряду с известиями римских авторов и  некоторыми образцами этрусского искусства) бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченцы, представляющая собой модель неба с нанесёнными на него именами божеств, каждому из которых соответствует определённый участок неба. В этрусских астральных мифах, как и в других испытавших вавилонское влияние, обнаруживается систематизация, которая позволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздном небе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к становлению астрологии. Характерной чертой астрологии было предположение о воздействии движений небесных светил как на судьбу всего мира и человечества (учение о мировых циклах, засвидетельствованное уже  в Вавилонии, а позднее в Индии), так и на судьбы отдельных людей (отсюда идея  гороскопа). В достаточно систематизированном виде основы этих представлений засвидетельствованы уже в старовавилонских текстах гаданий (начало 2-го тыс.) и в позднейших ассирийских табличках. Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности комет)   характерна для всего европейского и арабского средневековья, когда оформляется астрология как особая дисциплина, соединившая традицию астральных мифов с зачатками астрономических знаний. Астральные мифы (чаще всего через посредство астрологии) оказали воздействие на художественное творчество писателей Европы конца средних веков и начала нового времени (Ф.Вайнон, У.Шекспир, позднее И.В.Гете) В последующий период образы, сходные с астральными мифами встречаются (возможно, в качестве архетипических) у символистов.



    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info