Астральные мифы

Большая медведица

Вперед

Содержание энциклопедии:
*
  • На главную|| Поиск по сайту|
  • Список монстров и духов
  • Геральдические монстры
  • Классификация и иерархия существ
  • Демонология
  • Носители магии
  • Пантеоны Богов
  • Мифолог-е и священные артефакты
  • Растительная мифология
  • Мифические, волшебные народы
  • Мифологические места обитания
  • Звездная мифология
  • Животные в мифологии
  • Герои мифов и легенд
  • События, праздники, ритуалы 
  • Астрология, магия
  • Мифонедельник
  • Мифологическая галерея
  • Библиотека
  • Лавка волшебных артефактов
  • Библиография сайта




  • Энциклопедия рекомендует
    приобрести
    Легенды и мифы о звездах и созвездиях. Мерцанье мириадов звезд

     

    Увлекательная астрономия: мифы и космос. С.Дубкова

     

    Сказки звездного неба. С.Дубкова

     

    А.Семке: Увлекательная астрономия, мифы и легенды звездного неба

     

    Светлана Дубкова: Книга о луне: фамильные тайны Солнечной системы

    Созвездия московского неба. С.Дубкова

     

    Светлана Дубкова: Солнце в интерьере галактики

    Марк Гарлик: Иллюстрированный атлас: Вселенная

    Дэвид Леви: Путеводитель по звездному небу

     

    Иллюстрированный Атлас Вселенной

     


    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>

    .
    .
            Созвездия Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различных названий в легендах разных народов. Большую Медведицу часто называют колесницей, повозкой или просто семью быками. Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар — «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой. Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями. Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:
    Созвездие Большой Медведицы - звезды Мицар и Алькор
    Уже заря румянила восток. 
    А свет звезды, что немила Юноне
    Еще сиял на бледном небосклоне 
    Над полюсом, прекрасен и далек.

    Большая Медведица кульминирует в полночь в марте — мае, а Малая — в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
               Существует и другая легенда об околополярных созвездиях. Опасаясь Кроноса, который, пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы мальтеи, две медведицы — Мелисса и  Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют, Киносурой, что означает «хвост собаки».  И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом  изображении созвездий околополярной области, не бывает. 

    Созвездие Большой Медведицы - Звездный атлас Яна Гевелия
                 В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

    Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан  («семь  богов»),  в  мифологии  монгольских  народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери.В шаманских  гимнах Долон эбурген — податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских   редакциях сборника «Волшебный мертвец» и  в  восходящих  к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом  «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии — Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей,  которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза  (быка),  боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены  дня  и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

    Гренландски эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами. 
                 Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен. 
               Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
                     Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эксимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет. 
    Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо — и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся. 
           В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник. 
    Самое интересное, что морское божество, не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

    В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, "Бедро, живущее в великом Озере северного неба" (ср.представление о барке Ра). 

    Большая медведица у древних египтян
    В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы. 

    В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов. 

    Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд. 

    У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

    Созвездие Скунса у индейцев Сиу
    В Древнем Двуречье это созвездие носило название "Грузовая Повозка" (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - "колесница, указывающая на юг"), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведиц, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - "колесница"; древнеримское Septemtriones - "Семизвездие"; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - "повозка Вотана"; согдийское 'nxr-wzn - "круг Зодиака"; митаннийское арийское uasanna - "круг на ипподроме"; древнеиндийское vahana - "животное, на котором ездят боги" - и ratha - "колесница"; тохарское A kukal, B kokale - "колесница"; немецкое Grosser Wagen - "Большой Воз".

    В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток. Так же в индии существует легенда о Полярной звезде и Семи мудрецах (Большой медведице)

    Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
    Голову из кочки сделав, Из валежника все тело, Ноги смастерив из кольев, Уши из цветов озерных, А глаза же - из болотных.
    Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:

    Первый раз он оттолкнулся 
    И исчез он с глаз на лыжах. 
    Во второй раз оттолкнулся 
    И уже не стал он слышен. 
    Третий раз он оттолкнулся -
    И вскочил на спину лося.
                   Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки...
                 Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.
                Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
      Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождаетися целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: извесны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавица» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

              Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и малой медведицы)  у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

    Созвездие Большой медведицы в виде коня
    Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяде – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно этот миф дублировался у многих северных народов.



    Вернуться к списку Созвездий и планет >>>



    StasyaAlex Copyright ©  Запрещается использование стиля, элементов дизайна и материалов
    автора проекта, без соответствующего на то разрешения или указания ссылки на сайт Энциклопедию myfhology.info